Сондрэ Моэн. Два марафона из 2:07, фейковые рекорды Европы, возвращение после череды травм

Сондрэ Моэн. Два марафона из 2:07, фейковые рекорды Европы, возвращение после череды травм

Across the runiverse

Фото организаторов Копенгагенского полумарафона

Константин Кан
Константин Кан

Все публикации автора

Сондрэ Моэн — один из самых быстрых «белых» марафонцев на планете. В 2017 году в Фукуоке он установил европейский рекорд 2:05:48, но после этого в 2018 не пробежал ни одного марафона из-за травм. Во время январской поездки в Кению мне посчастливилось поговорить с Сондрэ о том, как он пережил эти сложные времена, как сейчас у него дела, что он думает об африканцах, бьющих европейские рекорды, и о том, как устроена система поддержки спортсменов в Норвегии. Это интервью должно было выйти перед Лондоским марафоном, на который Моэн был заявлен, но сами понимаете...

С тех пор, как ты установил рекорд Европы на марафоне, прошло два года, и за это время уровень марафона здорово вырос. Результатом из 2:05 уже никого не удивить. Что ты думаешь об этом? Как оставаться в таком мире конкурентоспособным?
Забегов на 5000 и 10000 м становится всё меньше, все деньги сейчас сосредоточены на шоссе, и бегуны с дорожки переходят на марафон. Появляется больше марафонов, больше возможностей заработать, больше быстрых забегов. Поэтому сейчас такое большое количество результатов уровня 2:03, 2:04, 2:05. Если ты можешь бежать десятку на дорожке за 27 минут, то с правильной подготовкой ты можешь бежать быстро и марафон.

Каков потолок результатов для тех, кто родился за пределами Африки?
Всё больше людей с Запада бегут половинки из часа. Возможно, скоро кто-то сможет пробежать быстрее 59 минут. Не вижу причин, по которым африканец может бежать марафон за 2:02, а другие — не могут. На дорожке ты проигрываешь африканцу 20 секунд на пятёрке, это 4 секунды на км или 3–4 минуты на марафоне. Но, конечно, пятёрка и марафон — разные вещи.

Если африканцы смогли спрогрессировать с 2:04 до 2:02 на марафоне, то европейцы могут хотя бы спрогрессировать с 2:08 до 2:04-2:05.


Натурализованный Турцией кениеец Каан Киген Озбилен выигрывает ЧЕ про кроссу в Саморине 2017. 1 декабря 2019
он установил рекорд Европы 2:04:16 в Валенсии

В Валенсии Каан Озбилен, натурализованный Турцией кениец, побил рекорд Европы. Честно ли это, когда натурализованные африканцы бьют европейские рекорды?
Мы живём в 2020 году. Глобализация — естественный процесс. Люди больше путешествуют, ищут лучшие возможности. Непросто быть кенийцем, бегающим марафон за 2:04–2:05, потому что таких очень много. Бегай за другую страну, и ты с лёгкостью сможешь отобраться на ЧМ или ОИ. Это умное решение, если хочется оставаться конкурентоспособным.

То есть ты нормально к этому относишься?
Он всё ещё живёт в Кении. Там же, где и жил раньше. Да, он выступает за Турцию, но это всего лишь очередной быстро бегающий кениец.

Что для тебя значит рекорд Европы? Просто титул или что-то больше?
Было классно установить рекорд Европы в 2017 году, но сейчас, два года спустя, я просто хочу стать лучше, чем был. Быть ближе к спортсменам топ-уровня. Надеюсь, я смогу заработать медаль на ЧМ или ОИ и получать удовольствие от бега.

В декабре 2019 ты пробежал марафон за 2:06 в Валенсии, в 2018 году ты не финишировал ни на одном марафоне. Можно ли сказать, что Сондрэ Моэн вернулся?
Более-менее. Я был доволен своим результатом в Валенсии. Этот забег не был похож на тот, где я сбегал 2:05 (рекорд Европы в Фукуоке 2017). Он был гораздо быстрее. Первые 30 км почти на 2 минуты быстрее. Думаю, при более спокойном начале я бы пробежал по личнику.


13 августа 2019 Сондрэ Моэн финиширует с рекордом Норвегии в беге на 10000м 27:24.78. Фото Биргер Лёфалдли

В 2019 ты установил рекорд Норвегии на стадионной десятке. Это была цель на летний сезон или только часть подготовки?
Я планировал после зимы в Кении полететь во Флэгстаф для подготовки к десятке в Стэнфорде. Но из-за травмы в начале апреля я отменил эту поездку. В конце июля я спросил приятеля про десятки для любителей в Норвегии, так как мне хотелось квалифицироваться на ЧМ (норматив 27:40). Был один старт, похожий на «night of personal best» в Лондоне: 5–6 забегов для всех желающих, последний для тех, кто бежит за 30 минут. Также я спросил, может ли он помочь найти пару пейсмейкеров, чтобы выполнить норматив. Удалось найти хорошего зайца, который обычно пейсит забеги на Бриллиантовой Лиге.

В этом забеге также был Хенрик Ингибригтсен.
Да, его отец хотел сделать что-то вроде спешблока. У Хенрика была проблема с тазом, и после финала Лиги ему нужно было пару дней хорошо потренироваться, а потом ехать на лечение. Его задачей было — пробежать столько, сколько он сможет, хотя бы 8 км. Для него этот забег был тренировкой.

2017 год был лучшим в твоей карьере, а потом настал 2018, когда ты почти не выступал.
У меня было очень много проблем. Я болел гриппом и плохо вылечился, пытался форсировать подготовку перед ЧМ по полумарафону, но плохое самочувствие не позволило мне этого сделать. В апреле я даже начал немного стрессовать, потому что в июне собирался побить рекорд Норвегии в беге на 10000 м.

Не знаю, из-за чего это произошло: ментальная усталость или здоровье. С 2014 по конец 2017 я непрерывно готовился. За это время я не бегал всего 1520 дней, возможно, это меня и убило. В конце 2017 года у меня была отличная форма, но тело дало сбой.

Как ты пережил эти американские горки в своей карьере?
Нельзя полагать, что ты всё время будешь бить личные рекорды. Главное, что я вынес из этого времени: если ты не до конца восстановился после травмы, будешь тратить больше эмоций, чтобы тренироваться через боль. Когда у тебя что-то болит во время тяжёлых тренировок — это нормально, но серьёзные травмы — это уже другой разговор. В июне 2018 года я решил бежать марафон на ЧЕ, сделал хорошую двухмесячную подготовку и был готов побороться за медаль в Берлине. Но в моём теле не было баланса, так как появились новые травмы, которые обострялись. За 8 дней до марафона у меня диагностировали усталостный перелом бедра, но было уже поздно. В Берлине я сошёл на 27-м км. Можно было дотерпеть до 32–33, но боль была слишком сильна.


Чемпионат Европы по марафоны, Берлин 2018

После Берлина мне нужно было разобраться с обостряющимися травмами. Это было время, чтобы отдохнуть и сфокусироваться на других вещах, восстановиться ментально. Я страдал на протяжении четырёх месяцев, но потом смог снова приступить к тренировкам.

Ты был травмирован в 2018. Как сейчас чувствуют себя твои ноги?
Сейчас они устали от спешл блока (особая тренировка, которая состоит из двух сложных работ в один день. Например, 10+10 км темпового бега утром и 12х1000 вечером). Какое-то время заняло восстановление от декабрьского марафона, да и сезон для меня был достаточно длинным, приходилось работать очень много в августе и июле, потому что весной у меня был усталостный перелом. Из-за него я не бегал 5 недель, но с июня по декабрь удалось проделать хорошую работу. Было важно выйти на старт и квалифицироваться на ОИ. Прямо сейчас главная задача — заложить базу, и с февраля я начну подготовку к Лондону.

Как долго ты уже бегаешь?
Я начал фокусироваться на беге в 17 лет, но занимался спортом с 8 до 16, бегал на лыжах. У меня была хорошая база.

Сейчас тебе 29. Любишь ли ты до сих пор бег? Является ли он по-прежнему твоей страстью? Например, многие атлеты в России были увлечены бегом в детстве, но сейчас они продолжают делать это только из-за зарплаты.
Да, я зарабатываю бегом деньги. Но если ты хочешь зарабатывать большие деньги, тебе нужно быть стабильным. Можно выстрелить в один сезон, а потом ходить в разочаровании ещё два. Чем лучше ты становишься, тем больше надо работать, тем более пендатичными должны быть твои тренировки, тем лучше надо восстанавливаться. Спать лучше, есть лучше. Чем старше ты становишься, тем аккуратнее надо относиться к своему телу. Делать больше растяжки, больше силовых.


Моэн побеждает в Фукуоке 3 декабря 2017 года с рекордом Европы 2:05:48

Я люблю бег, но для меня он всё больше и больше становится профессией. Сейчас я больше смотрю на бег, как на работу. Это что-то, что тебе надо принять. Бывают дни, когда я очень счастлив, что могу делать какие-то вещи. Но в то же время бывают времена, когда ты травмирован или результаты не соответствуют твоим ожиданиям. Иногда бывает сложно наслаждаться бегом, но это часть жизни. На обычной работе у тебя тоже бывают хорошие и плохие дни. Если ты хочешь добиться успеха в какой-то профессии, иногда приходится делать не то, что тебе нравится, а то, что тебе надо делать. Это и есть путь к цели.

У всех спортсменов бывают плохие дни и мысли закончить со спортом. Сколько раз такое случалось с тобой?
В 2012 году я порвал сухожилие и думал о том, чтобы перестать бегать, чтобы больше не травмировать своё тело. Если ты хочешь, то можешь пойти бегать и в 50 лет. Профессиональный спорт не всегда связан со здоровым образом жизни, приходится платить определённую цену. Во время серьёзных травм ты задумываешься о том, что можно бегать просто для удовольствия. Но сейчас я хочу большего, получить медаль глобала (ЧМ или ОИ). Быть в мировом топ–50 или топ–40 и бегать столько, сколько возможно.

Думаю, за свою карьеру я серьёзно хотел закончить с бегом 3 раза. Но если ты хочешь быть в топе, надо понимать, чего это стоит. Это всего лишь состояние, в котором ты находишься на протяжении 2–3 недель. Ты продолжаешь тренироваться, но задаёшь себе вопросы, насколько сильно ты этого хочешь? Думаю, это нормально — задавать себе такие вопросы. Ты должен быть уверен на 100%, что хочешь достичь вершины.

Как устроена система поддержки спортсменов в Норвегии? В России почти все деньги приходят от государства: спортшколы, федерации и так далее. Как у вас?
В Осло есть три больших спортивных клуба, которые организуют большие старты. Деньги, которые клубы зарабатывают на этих стартах, идут на поддержку атлетов. Но это не как зарплата, а как покрытие расходов на кэмпы, переезды, экипировку, если у тебя нет спонсора. Также ты можешь получить поддержку от федерации или олимпийского комитета, если твой уровень позволяет квалифицироваться на ЧМ или ЧЕ. Но это поддержка разного уровня. Сначала ты получаешь поддержку от клуба, а потом уже от федерации.

Что ты думаешь по поводу переноса марафона из Токио в Саппоро?
Из-за этого не будет ощущения, что ты находишься на Олимпиаде. Ты просто поедешь в Саппоро, чтобы пробежать олимпийский марафон. Думаю, будет много зрителей, но вряд ли ты испытаешь те же ощущения, что испытал бы в Токио. В Рио мы жили в олимпийской деревне и ощущали эту атмосферу… Да и если смотреть на погодные условия (из-за которых случился перенос), не так уж много поменялось. Всего на пару градусов прохладнее, возможно, менее влажно.


Моэн финишировал 19-м на ОИ в Рио с результатом 2:14:17. На тот момент это было всего на 83 секунды
медленнее его личника. Фото Хейко Джанге NTB scanpix

Похоже, это будет самый тяжёлый марафон в твоей карьере. В Фукуоке была идеальная погода, хотя Рио был тоже не самым лёгким по погодным условиям.
В Рио было примерно 26 градусов и влажность 75–80%, условия неидеальные для быстрого бега. Но они были одинаковыми для всех. Поэтому тебе просто нужно быть в форме и тренироваться в тяжёлых погодных условиях, которые будут на забеге. Например, спускаться на более низкую высоту и делать работы там (в Кении Сондрэ живёт на высоте 2400). Но в таких тренировках важно также не выгореть.

Есть какие-то жизненные принципы, которых ты придерживаешься?
Становиться лучше, чем ты был вчера. Не заглядывать слишком далеко вперёд, но сравнивать себя сегодняшнего со вчерашним. Если ты видишь, что стал немного лучше, то находишься на правильном пути.