50 оттенков синего. Как 11 велосипедистов покорили Зейское водохранилище
Интервью
27 февраля 11 велосипедистов преодолели 85 километров по льду Зейского водохранилища. Весь путь до посёлка Береговой занял 9 часов. В прошлом году команда уже проезжала до Снежногорского порядка 60 километров, а в этом году поменялось не только расстояние, но и погодные условия. О том, как прошло испытание холодом, ветром и льдом, мы поговорили с участником заезда, заместителем руководителя федерации мультиспорта «Амурбайк» Романом Шабановым.
Роман, почему для своего заезда вы выбрали Зейское водохранилище?
У нас в области три района приравниваются к районам Крайнего Севера: Зейский, Тындинский и Селемджинский. Нашу область называют «большой батарейкой Дальнего Востока», потому что у нас находятся три гидроэлектростанции, которые доставляют электроэнергию по всему Дальнему Востоку. Зейское водохранилище самое большое. Площадь водохранилища такая большая, что его называют морем.
Длина водохранилища – 225 километров, наибольшая ширина — 24 километра, глубина – от 4 до 30 метров. По объему воды оно занимает третье место в России.
Там есть свои золотые пески, заповедники, горы красивые ― хребет Тукуринга, хребет Соктахан, гора Бекельдеуль ― есть на что посмотреть. Даже когда едешь, смотришь не только на лёд, но и вокруг. И получается не так, как на Байкале, ― ты выехал, и вокруг тебя ледяное безмолвие, а можно посмотреть по сторонам. Плюс на Дальнем Востоке только приморцы проводят такие заезды по льду ― это гонка «Мыс Папенберга», а ближе только Байкал, где традиционно проводятся такие заезды. У нас есть человек, спортсмен, бегун, руководитель клуба спортивного ориентирования в Зее, родом из посёлка Береговой. Так вот он когда-то уже испытывал велосипед на Зейском водохранилище и предложил ― давайте попробуем. Поэтому было решено ― мы хуже что ли? Знали, что в этот период снега не будет на водохранилище, будет лёд. Купили шины, в первый раз съездили группой экспериментально, а потом уже два года большой командой, заезжая от города Зеи всё дальше и дальше: в первый год ― до посёлка Береговой порядка 60 км, а в этом году ставки выросли до 85-90 км.
Как начали заезд, ведь вы живёте не в самой Зее?
Зея от Благовещенска в 550 км ― приехали на машинах. Там уже традиционно ночевали у наших друзей ― клуба ориентировщиков в домике при храме. В воскресенье 27 февраля утром встали, позавтракали и на машинах поехали к месту старта. Выехали в половине девятого утра. Возле гидроэлектростанции спустились в лес и по льду поехали от залива Малый Гармакан. В сопровождении было два автомобиля ― мой ГАЗ «Соболь» и автомобиль Зейского заповедника. Зейский заповедник поддерживает нас во всех подобных начинаниях.
Сколько человек было в команде? Участники были те же, что и в прошлом году?
Процентов на 70. Команда состояла из одиннадцати человек. Все люди спортивные, подготовленные, в основном велосипедисты нашей Благовещенской федерации мультиспорта «Амурбайк» и бегуны клуба «Бег к мечте». Был и 57-летний спасатель, руководитель спасотряда гражданской авиации Алексей Севастьянов. Часть группы только вернулась из тяжелого похода из Тындинского района.
Что было неожиданным в этом году?
Такого ветра не ожидали. Понимали, что он может быть, и всё равно готовились. Ну, и самое главное, качество льда ― мы не ожидали, что он будет настолько твёрдый. У альпинистов, которые особенно часто сталкиваются со льдом, это называется бутылочный лёд, твёрдый-твёрдый, в который вгрызаться очень тяжело. По тому опыту, который был в прошлом году, люди думали, что смогут просто с удовольствием прокатиться, что будет тепло и красиво, а тут оказалась пахота, поэтому объективно было сложнее. Но это хороший опыт.
Всё остальное просто замечательно. Когда команда слаженная, все препятствия не препятствия. Опять же надо готовить коллектив. Не брать кого попало в такие мероприятия. Слаженный боевой коллектив проходит это и в тренировках, и в соревнованиях, и в походах. И когда человек уже проходил это совместно со своими коллегами, тогда маршруты даются легче.
В чём специфика езды на велосипеде по льду? Насколько трудно крутить педали в таких условиях?
Ехали 9 часов против ветра, что, мягко говоря, сказывалось на темпе, ― было тяжело двигаться. Скидываешь с себя такое количество калорий. Квадрицепсы забиваются. Ноги, руки и всё тело работают как один большой стабилизатор. Ты стабилизируешь велосипед, держишь скованно руки, они начинают затекать, и затекает шея. Нужно учитывать всю биомеханику.
Ступни не работают вообще, пальцы замерзают, что бы ты ни обул. Можно в валенках даже ехать, и то жарко ноге не будет. Второе ― пальцы на руках. Мы выезжали в -20 градусов, потом потеплело до -15, а вечером тоже около -20 было. И при постоянном лобовом ветре ехать было то ещё удовольствие. И к вечеру, когда организм устаёт и все силы уходят, конечности начинают остывать, тело начинает само себя как-то поддерживать и тепло уходит из пальцев, поэтому ты едешь закованный в лёд. Заходишь, еле-еле стаскиваешь с себя эти ботинки, ноги начинают отходить, и возникает хорошая такая боль.
В прошлом году было попроще, потеплее, не было такого ветра. И было такое качество льда, что мы просто подспустили колёса и поехали спокойно, сразу. В этом году было всё повеселее, но мы тоже учимся, экспериментируем, ведь никто этого не делал и спрашивать не у кого. Цели установить рекорд не было. Поэтому над людьми не издевались, ― нас сопровождали автомобили, в которых можно было погреться и переобуться.
Как готовить колёса, чтобы передвигаться по льду? Какой должна быть экипировка?
Резина шипованная. Шиповал кто как мог. Кто-то самостоятельно, но в основном мы покупали резину заранее шипованную. Лёд был очень тяжёлый ― жёсткий. Велосипеды держались плоховато сначала, мы долго экспериментировали и не могли понять, подобрать нужное давление в шинах, но потом справились.
Повезло тем, кто был поплотнее и потяжелее ― лёд держал лучше. И, наверное, выигрывали те, кто больше был связан с туризмом, чем со спортом, потому что в туризме более тактические вещи по одежде. В этом году туристическая одежда лучше показала себя, чем спортивная. Ставка у меня была в этом году на утепление, и не прогадал.
Каким было питание?
Питание туристическое: орешки, изотонические растворы обязательно, сало, котлетки. Остановился, накидался чего-нибудь сытного и поехал дальше.
Как нужно готовиться к такому испытанию?
За месяц до этого постоянная силовая тренировка ― выносливость должна быть, без этого никак. Каждый год я провожу пешие 100-километровые марафоны «Сотка за сутки». Поэтому те бегуны, которые проходят, они понимают тактику ультра. Они и готовятся по-другому. Знают эти нагрузки и подготовлены психологически к ночным заходам, забегам.
Что психологически помогало вам продержаться?
Продержаться помогали мысли. Людям, которые идут в 100-километровые заходы, я советую накачать музыку, если она помогает и не мешает, хороший плейлист, мотивирующий, или продумать хотя бы какие-то мысли ― о чём ты будешь думать, о чём, может быть, поговоришь. Знаешь ли ты, какой классный интересный человек идёт рядом с тобой? Подумай, о чём ты с ним можешь поговорить?
Некоторым показано одиночество. Если одиночество, то заранее подумай, о чём будешь думать, потому что залипнуть и начать себя жалеть ― хуже всего. И попробуйте перед таким испытанием ночью где-то погулять, что-то поделать, чтобы психика настроилась. Потому что, когда в 4 часа утра у тебя всё вообще заканчивается, тогда начинается откровение. Сможешь ли ты себя на 90-м километре поднять за шкирку и сказать: «Да, могу!». Или сломаешься и потухнешь.
Вы активно развиваете внутренний туризм в Амурской области. Какие ещё экстремальные испытания у вас были?
40 лет назад разбился самолёт, выжила одна пассажирка Лариса Савицкая. По этой истории сняли художественный фильм. Мы с командой нашли место падения. Мы знали о нем, но никто не мог туда дойти и доехать с большим количеством техники и об этом рассказать. Мы устраивали экспедицию, помогали телевизионщикам.
Или есть царская дорога «Николаевский тракт» ― старинная каторжная дорога. Соединяя Хабаровский край и Амурскую область, делаем большой-большой маршрут по Царской дороге. Ходим по нашим горам в 40-50-градусные морозы, открываем новые маршруты, в том числе с эвенками, которых остаётся всё меньше и меньше. То есть заходим в северных районах в такие места, где сами эвенки никогда не бывали. Вывозим людей на День оленеводов, берём съёмочные группы, показываем красоты нашего Амурского Севера. Развиваем промышленный туризм с предприятиями. Я представитель торгово-промышленной палаты Амурской области по части медицины и туризма, генеральный директор стоматологической фирмы, и всё, что зарабатываю, трачу на туризм.
Вы экономист и юрист по образованию. Как пришли к велосипеду и туризму?
В 2015 году я сломал ногу. До этого у меня был велосипед, и вот до восстановления сколотил детскую команду во дворе и выходил с детьми, потихоньку разрабатывался. А потом решил, что пора бы серьёзнее заняться велоспортом. Нашёл ребят. И в первый свой заезд я думал, что я уже сильный-сильный, но оказалось это было опрометчиво, и я понял, что надо готовиться серьёзнее. Со временем вошёл в велосипедное движение, а потом вновь организовали когда-то закрывшуюся федерацию. Потом начали ходить в походы и водить людей. Создали интернет-площадку «Внесистемные туристы», собирая информацию о туроператорах, людях, имеющих профессиональное отношение к туризму, активных туристах. Так как дружим с представителями органов власти, которые имеют отношение к туризму, министерству экономического развития, туристско-информационным центрам, то делаем много совместных событий.
Что заставляет вас участвовать в таких экстремальных экспедициях?
Самое дорогое у нас ― время. Его можно провести у телевизора, а можно провести, придумывая что-то новое, реализовывая проекты. Кому-то интересно просто ходить, мне интересно ещё придумывать. После каждого путешествия остаётся послевкусие, и в голове зарождаются новые проекты, появляются новые знакомые ― и это совершенно меняет жизнь, выводит её на другой уровень. У многих появляется смысл жизни.
В эпоху интернета по хэштегу найти единомышленников не составляет никаких проблем. Весь мир открыт перед тобой, лишь бы было желание.
Как руководитель федерации мультиспорта, скажите, почему стоит приехать в Амурскую область?
Так получилось, что в области есть несколько якорей, которых нет ни у кого. Есть космодром Восточный в 270 км от Благовещенска. Это первый гражданский космодром в Российской Федерации. Туда приезжают группы людей посмотреть, как всё устроено. Можно посмотреть, как добывается золото на россыпных золотых приисках крупнейшего дражного флота Российской Федерации.
А ещё у нас огромный участок федеральной автодороги от Читы до Свободного 1368 км является завершением королевского этапа велогонки Red Bull TRANS-SIBERIAN EXTREME, которую проезжают около 50-ти часов без сна и на которой можно полностью проверить свои способности.
Red Bull TRANS-SIBERIAN EXTREME ― самая длинная и сложная велогонка в мире, проходит через Россию. 15 этапов, 8 часовых поясов, 5 климатических зон, 9105 км и набор высоты высота 77 000 метров за 25 дней делают эту гонку уникальной. Маршрут идёт вдоль Транссибирской магистрали из Москвы через Нижний Новгород, Казань, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск, Томск (впервые в этом году), Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Свободный. До сих пор только 9 спортсменов из 26 смогли завершить все этапы этой экстремальной велогонки.
Благовещенск ― город который находится на берегу рек Амур и Зея, по другую сторону которых китайский город Хэйхэ. Наши города стоят друг напротив друга. У нас есть даже дружественный заплыв «Река дружбы». Сейчас построен грузо-пассажирский мост и строится единственная в мире канатная дорога, по которой из одного государства можно попасть в другое. Готовится мероприятие и для бегунов, и велосипедистов двух стран. От нас можно попасть в Биробиджан, куда мы уже выстраиваем большие маршруты.
Ну, и конечно, стоит посмотреть красоты наших морей.
Участница заезда Анастасия Косицына, филолог, работает в УМВД, бегает, питает слабость к трейлам, но ритм жизни вынуждает львиную долю тренировок проводить по асфальту в городе. Велосипед любит за возможность укатить подальше от цивилизации, связи и новостей.
― Ты крутишь педали, смотришь вперёд, крепко вцепившись в руль, и у тебя пустая голова. Ты можешь посвятить свои мысли чему угодно, созерцать потрясающие красоты этих мест, захватывающие дух фантастические виды. Тебе не надо планировать, решать какие-то задачи. Есть в этом что-то медитативное. Мне, как городскому жителю, интересно посмотреть жизнь каких-то удаленных уголков моей области и в какой-то момент оказаться там практически наедине с собой.
Много неожиданного было в заезде, но терпеть это стоило для того, чтобы попробовать себя, понять, на что способен, где границы твоих возможностей. Безусловно, мотивирует отличная компания. С этими людьми можно хоть в огонь, хоть в воду, зная, что всё надёжно. Мотивирует и возможность увидеть что-то новое, познакомиться с новыми людьми. Тяготы и испытания окупаются тем, что хорошей компанией весело добираться в одну и другую стороны, вечером посидеть с кружкой чая и тарелкой макарон, обсудить свои впечатления. Это помогает сплотиться.
Екатерина Гончарова, легенда благовещенских бегунов, тренер, тренировала членов клуба «Бег к мечте». Всегда занималась бегом и прервала тренировки только на время декретного отпуска. Затем возобновила занятия бегом и познакомилась с клубом «Бег к мечте». Знакомство с множеством интересных людей привело её в велосипедный клуб «Амурбайк». В том же году познакомилась с триатлоном. Два года вместе со Стасом Кряжевым ездила на триатлон IronStar в Сочи.
В эту зиму так получилось, что я ни разу не выезжала на велосипеде, поэтому к холоду была не готова. Но холод не напугал, а вот порывистый ветер, как кеглю, сносил меня по льду. Первое время было непонятно, как управлять своим телом, и я просто падала. Это напоминало постоянную езду в гору на протяжении нескольких часов. Провести весь день в сопротивлении с ветром для меня, с моим весом до 50 кг, было непросто. Приходилось чётко смотреть перед собой. И самое первое впечатление ― какой красивый лёд! Гладкий, блестящий, с узорами. Потрясающе красивый.
Очень понравилась наша компания, как люди, несмотря на все сложности и усталость, подбадривали, умудрялись шутить, поэтому у меня остались самые веселые и приятные воспоминания от этого заезда. Для меня мотивация ― это радушная компания, истории людей, которые пробуждают в тебе спортивный азарт. В итоге останавливаться уже не хочется.
Кряжев Станислав, президент федерации мультиспорта «Амурбайк», вместе с участниками сообщества организовывает мультиспортивные мероприятия. Начинали с велосипеда, позже пришли к бегу и плаванию. Так пришёл в триатлон и уже дважды проходил половинку 113 км в городе Сочи. Но большего всего душа лежит к горному велосипеду.
― В прошлом году мы испытали все стихии природы ― стартанули утром в снежную бурю. К обеду стало 0 градусов, ветер ушёл и вышло солнце. Мы фотографировались, смотрели на природу и лёд, который я называю «50 оттенков синего». Он то голубой, то белый, то чёрный. По чёрному льду ехать особенно страшно, кажется, что под тобой бездна.
В этом году, когда вышли на лёд, было гораздо холоднее, чем в прошлом году ― -10⁰ с утра. Ветер как назло дул нам в лоб на протяжении всего пути. Мы двигались со средней скоростью 10 км/час. Но от того, что было сложнее, было кайфовее на финише. Мы справились с большим километражом при более сложных условиях и насладились зейской природой.
И если в прошлом году лёд был ровный, то в этом году местами наслоённый, рефлёный. Кто-то даже не смог по нему проехать и слез с велосипеда на 5 километров. Один из наших участников участвовал в беговом челлендже «200 км за зиму», и ему не хватало 20 км, чтобы выполнить план, поэтому на каком-то этапе он закинул свой велосипед в машину сопровождения и преодолел участок бегом.
Но чувство эйфории и счастья на финише заставляет возвращаться к таким мероприятиям вновь и вновь. Это уже образ жизни. Я всегда любил спорт: в детстве ― больше командные виды спорта, в 35 лет сел на велосипед, в 39 стал бегать, в 40 стал плавать. Хотелось такое мероприятие, где было бы интересно и спортсменам, и туристам. Зимняя природа каждый год разная ― на это хочется посмотреть и это мотивирует.
Есть ещё запоминающийся момент, который меня очень удивил. На следующий день после заезда мы встречались с учениками школы в Береговом и рассказывали им о себе и о велозаезде. И они очень внимательно слушали, задавали много вопросов. Меня порадовала такая идейная и интересующаяся молодёжь.
Фото предоставлены Романом Шабановым.