Марафон побед Юрия Чечуна: «Задача максимум ― биться за победу независимо от того, на какое время мне придется бежать»

Марафон побед Юрия Чечуна: «Задача максимум ― биться за победу независимо от того, на какое время мне придется бежать»

Интервью

Олеся Омельченко
Олеся Омельченко

журналист

Все публикации автора

Три марафона за пять недель и трижды первый! Нет, это не чудо, а огромные объёмы проделанной работы, правильно расставленные ориентиры и, конечно, грамотное планирование. О том, как эмоции могут захлестнуть во время забега и к чему нужно быть готовым в современной легкой атлетике, мы поговорили с чемпионом России, победителем осенней тройки марафонов Юрием Чечуном.

Юрий, здраствуйте! Где вы сейчас находитесь?

Я сейчас в Киргизии на Иссык-Куле.

Это как раз там, где вы пробежали свой первый марафон?

Да, всё верно, это рядом. Правда, я сейчас повыше метров на 150, нахожусь на высоте примерно 1800 метров. 

Юрий, во-первых хочется поздравить вас с победой в Казани и в целом с успешным и насыщенным осенним сезоном. Сложно было после двух марафонов, которые так плотно друг за другом прошли, стартовать ещё и в Казани?

Если честно, 13 месяцев подготовки к июню настолько меня вымотали, что по-моему после трёх марафонов я чувствую себя комфортнее, чем после 10-12 месяцев бесконечных тренировок. Самое непонятное в том, что ты не знаешь, что будет завтра и к чему готовиться. Мне немножко легче, когда я начинаю стартовать чаще с небольшими фазами отдыха: неделю до старта можешь не бегать, а после старта неделю трусишь. Организм успевает восстановиться и подготовиться. По мне так лучше стартовать чаще, чем долго тренироваться.  

Между Пермью и Москвой вышло 2 недели, а между Москвой и Казанью — 3 недели. Что успели поделать, как тренировались, восстанавливались? Что входило в подготовку?

После Перми я находился в России, на сборы никуда не поехал, потому что и так долгое время был в горах. Отдыхать после Перми я не имел права, сразу после перелета Пермь-Москва-Самара я оставил сумку и пошел бегать. За неделю получилось около 150 км. И после этой недели я практически бросил тренировки, чтобы организм успел восстановиться и был готов к нагрузкам. За неделю до Москвы я побегал около 55 км, номер сработал, и всё получилось.

Если говорить про «после Москвы», то тут было немного проще. Я почти полностью восстановился за неделю, бегал по одной тренировке в районе 10 км каждый день, больше не бегал вообще. Следующую неделю опять сильно загрузился, вышло около 160-170 км за неделю. И третью неделю перед стартом я убрал все тренировки. Хорошая схема: не бегаю неделю до старта и после старта. Когда три недели, то можно плавно спланировать. Когда две недели ― это уже риск. 

В прошлом году вы не участвовали в Московском марафоне. Какую цель ставили в этом году?

В том году до Москвы у меня уже было четыре марафона. И после Санкт-Петербурга у меня был такой непростой случай. Я делал тренировку три раза по пятерке на стадионе. И уже на третьем отрезке, когда бежал последнюю пятерку, на дорожку вышли хоккеисты. Я начал оббегать их по полю и пробежал метров 10-15 по траве. Добежав отрезок, пошел заминаться и почувствовал жжение в ноге в районе колена. Видимо, когда выбежал на траву, что-то где-то не потянул. В общем, пошла проблема с ногой, и с этого дня я уже практически не тренировался. 

Но Европу-Азию всё-таки выиграли в августе.

Да, до Екатеринбурга оставалось примерно две недели, уже были куплены билеты. Если я бегал два дня, то день я ходить не мог. Видимо, потому что уже была «набеганность» в прошлом году. В общем, Екатеринбург я ещё выиграл, а дальше мучился с травмой. В Пермь мне тоже уже купили билеты, но там я бежал и с каждым шагом понимал, что убиваю ногу, поэтому решил, что лучше сойду. Функционально не был готов вообще. А в этом году всего три старта, и поэтому решили попробовать в этот промежуток восполнить старты всего года. Сейчас анализирую и понимаю, что все получилось.  

Были и другие мотивы поучаствовать в марафоне?

Ну, конечно, были. Московский марафон ― он медийный. Организаторы молодцы, делают всё для этого. Вроде в том году и ребята быстрее бежали в некоторых марафонах, но по ажиотажу Московский ставят выше. Но я согласен, потому что когда по количеству участников выходит 30 000, это не сравнить со стартами в 5 000. И когда в том году я сидел с травмой и смотрел, как выигрывают 2:18, понимал, что чувствую себя неловко. И в этом году я не мог позволить этого снова, поэтому решил, что выйду на старт, а там если смогу бороться, то буду бороться, а если проиграю, то это лучше, чем не участвовать и гадать «а если бы я был…». 

Важно было показать хороший результат или победить?

У меня было желание постараться выиграть все свои марафоны в России. У нас идет Казань, Томск, Питер, Екатеринбург, Омск, Пермь и Москва. По большому счету 7 марафонов. И практически все марафоны я уже выиграл и неоднократно. Но у меня не было Москвы. 

Московский был у вас в 2016, 2017 году ― третье и пятое место.

Да, там я бежал уже третий или четвертый марафон за сезон, плюс какие-то по работе старты, в итоге подходил к Москве уже не в тех кондициях. Я не мог сделать так, что с мая готовлюсь и пропускаю к Москве весь сезон. У меня не было победы на Москве, поэтому в этот раз и задача была бежать, чтобы была победа. На следующий год по своим возрастным категориям мне будет ещё сложнее. 

Видите, получилось не только стать победителем, но и такую спринтерскую разборку на финише устроить. Как будто бы у вас было две цели.

Конечно. По ощущениям, когда я бежал второй марафон, Москва шла более мягко. Первые 10 километров я себя очень плохо чувствовал, бежал в небольшом испуге — добегу ли вообще. Поэтому когда говорят, что ты там спланировал, готов был сидеть до последнего, на финише показать жест. Нет. Не планировал создать какой-то ажиотаж. А тут, понимаете, эмоции. Когда они захлёстывают, вот к чему это всё приводит.

Да, страсти ещё долго не утихали. По вашему мнению, лёгкая атлетика и должна быть такой зрелищной?

Здесь у меня есть два противоположных мнения. Когда я был молодым, я узнавал о людях, таких, как Юрий Борзаковский, Вячеслав Шабунин, Дмитрий Богданов по их титулам и победам. Это заставляло меня двигаться дальше и становиться похожими на них. Сейчас спорт перешёл в другое русло. Сейчас, если выйдет на старт и будет бежать толпа, спроси, кто такой Алексей Реунков. Я уверен, что многие и не скажут, кто это такой. Хотя парень имеет на марафоне 2:09. Но тут есть и обратная ситуация, если человек может себя преподнести.

Мне кажется, сейчас нужно быть просто готовым, что какая-либо ситуация тебя или превознесёт, или опустит. Этот конфликт немного раскачали. Когда мы с Искандером прибежали и сидели в палатке, у нас друг к другу претензий не было. Было бы чуть легче, если бы мы прибежали и сразу поговорили, урегулировали эту ситуацию. 

Выходит, что результат на Московском марафоне мог бы быть лучше? 

Не хочу называть громких цифр, но на тот момент, если бы была такая цель, то с учётом погоды в районе 2:14-2:14:10, я думаю, можно было бежать. Не могу сказать, что, например, 2:13:40, потому что сомневаюсь. Изменилась трасса, где-то все-таки погодные условия не сказать, что были прямо идеальные, где-то с напитками очень большие прогалы были, достигали до 8-10 км, что много для марафона. Поэтому в принципе, если бы кто-то из соперников бежал бы в районе 2:14, я был бы готов примерно эту скорость держать.

Но организм не обманешь. Если бы где-то я выложился на 100%, я бы ни один марафон сейчас не добежал. Это говорит о том, что в Перми я пробежал практически с запасом, Москву тоже, да так, что на следующий день вышел бегать. По Казани я принял решение на третий день после Москвы, понимая, что за две с половиной недели я по-любому отойду и попробую ещё форму удержать, что в итоге и получилось. 

В одном из интервью вы говорили о том, что сейчас нет смысла показывать высокий результат, например, бежать по олимпийскому нормативу?

А зачем? Пять лет назад, в 2015 году, когда я действительно хотел бежать быстро, бежать на результат, когда ребята показывали в марафоне практически по 2:10-2:11, мы провели подготовку осенью, но я не стартовал, а был заявлен в Японии ― специально бежать на результат. На следующий год была Олимпиада. И я хотел этого, стремился. Вся подготовка осенью, колоссальная работа трёх-четырёх месяцев была брошена на то, чтобы подойти к Японии. И когда с Дмитрием Сафроновым мы уже должны были вылетать в Токио, я прилетаю в Москву, размещаюсь в гостинице в Измайлово, мне звонят из Федерации и говорят: «Никаких выездов, у нас в стране идут соревнования». И всё, с этого 2015 года я пересмотрел практически всё: все свои старты и планы. Тогда казалось, 2-3 месяца всё решат. А видите, шестой год не можем никуда выехать.

Давайте я сейчас пробегу 2:09 по рекорду России, что изменится? Ничего! Я буду год-два «отходники ловить» от таких результатов? Начну рассыпаться от травм? Ну, поставят меня на стипендию на несколько месяцев. Какой смысл, если мы не можем никуда выехать и выступить за свою страну. Я на российские сборы не могу попасть, поэтому буду заниматься своими делами и получать удовольствие от того, что делаю. Я счастлив, что иду этим путем, что  у меня 16-17 выигранных марафонов. И если мне кто-то скажет выбрать: пробежать марафон 2:10 или пробежать мои 20 марафонов от рубежа 2:15 до 2:18, поверьте, я выберу второе. 

В соцсетях видела предложение организовать краудфандинг на свержение рекорда России на каком-нибудь гладком марафоне с призовыми в 1 миллион рублей. Как вы смотрите на такую идею?

Ну, я на такое не подпишусь. Финансовая сторона вопроса меня практически не интересует здесь, потому что я задал бы себе вопрос: «А что будет после?». Вот у меня на мой беговой сезон есть губка, которая полностью наполнена. И выжимать и снова заполнять несколько раз я ее не могу. Пробеги я 2:09 ― это были бы колоссальные затраты в организме, с которыми я, возможно, не смог бы и продолжать дальше свою карьеру. Всегда, чтобы я ни делал, задаю себе вопрос ― а зачем? 

Если сравнивать казанскую, пермскую и московскую трассы, какая была самой комфортной?

Самая беговая, самая комфортная ― это, конечно, Казань. Трасса практически ровная, если изменить два места с тротуарной плиткой и бетоном. После Казани можно отметить Москву, хоть её и ругают, что много подъемов, но зато широкие улицы, красивый город. 

Юрий, какие планы на 4 декабря в Сочи?

Перед тем, как выходить на Казанский марафон, мы ставили себе задачу ― начать с таким временем, которое будет началом на чемпионате России, и посмотреть, как поведет себя организм. Это мы и сделали. Я думал, что ребята, которые будут бежать полумарафон, покажут время в районе 1:5:00-1:5:30. И мы хотели попробовать начать именно этот бег, а дальше уже не заглядывали. Мы понимали, что надо попробовать это время и быть готовыми к такому началу. Я уверен, что в Сочи будет начало примерно от 1:5:00 до 1:5:30. Быстрее никто не побежит. Если в Сочи ребята начнут с этим временем, то мы будем готовы. Единственное, что не попадём в погоду в начале декабря, я просто уверен. 

Но если с учётом идеальной трассы представить, что будет хорошая погода, то можно рассчитывать на улучшение личника?

У меня две задачи. Задача минимум ― попасть в призы. А задача максимум ― биться за победу независимо от того, на какое время мне придется бежать. Чем всё закончится, я даже не знаю (улыбается). Ещё неизвестно, кто будет на старте и будет ли вообще чемпионат. А так у нас нет выхода, поэтому будем бороться. Если говорить об олимпийском цикле, то я не считаю, что это удачные числа для выполнения норматива. Для всех марафонцев это небольшая утопия. До октября все пробегали, начинают подготовку к чемпионату и до декабря должны просто выпахиваться. Что-то не получается на чемпионате сейчас, и следующий чемпионат уже в начале апреля. Это уже почти без отдыха нужно будет снова входить в колоссальный объем. Вот почему я не сторонник декабрьского старта. Меня загоняют в такие жесткие рамки, что я не смогу отдохнуть и набраться сил перед апрелем. 

В Киргизии сейчас будете находиться вплотную до Сочи?

Да, примерно дней за 10-11 ― это 24-25 ноября хотим спускаться с гор. Но если сообщат, что чемпионата России не будет, то в начале ноября, наверное, буду возвращаться. 

Юрий, спасибо вам за эту беседу! Желаем вам продолжить победную серию, и пусть всё получится!
 

Читать больше