Армагеддон случится летом: самый длинный трейл мира стартует в России 3 июня 2023
Статьи
Дистанция 1227 километров. Набор высоты свыше 38 тысяч метров. Лимит времени в 21 день. 7 субъектов: шесть республик Кавказа и один южный край. 30 потенциальных участников, 25 из которых уже подтвердили свое участие. Больше сотни волонтеров, организаторов и спасателей. Несколько вертолетов и 26 баз жизни. Все это Caucasus Ultra Trail Armageddon — самый длинный трейловый забег нашей страны, который соединит Каспийское и Черное море. Что там скромничать, это событие может стать самым долгим и длинным ультратрейлом, не имеющим аналогов во всем мире. Узнали все подробности у организатора события Андрея Донскова и в статье попытаемся разобраться: а такое вообще возможно?
Андрей, у меня, стороннего наблюдателя, не укладывается в голове: когда, как и кому могла прийти идея попытаться воплотить в жизнь такой забег?
Разговоры об «Армагеддоне» в чате наших ультратрейлов шли уже давно. Финишеры прошлых СUT’ов (Caucasus Ultra Trail — прим. редакции), а также Вова Переседов написали, что нужно делать что-то очень длинное и необъятное, чтобы посмотреть, что из этого выйдет и кто это одолеет. Да что там говорить, они меня просто раздавили своим напором (смеется). Поэтому идея была даже не моя, а наших ультрабегунов.
Лично я помню, что как-то ближе к осени в том самом чате появился опрос: нужно ли делать забег от моря до моря? И я в шутку выбрала вариант «да».
Вот видишь! У меня не осталось вариантов (смеется). У команды есть опыт организации трех ультратрейлов, и мы знаем, как поддерживать участников на многодневных дистанциях. Поэтому решили взяться за новый забег.
Что вообще такое «Армагеддон»?
Это 1227 километров от села Новое Каракюре до пляжа в Адлере. В Дагестане мы будем стартовать ночью в 60 км от моря и по горной местности бежим до Черного моря. Еще в прошлом году «Армагеддон» был невозможен. В конце лета в Чечне провели работы и открыли перевал у горного хребта Цорей-Лоам. Теперь там можно перейти из долины реки Аргун в долину реки Асса. В этих местах раньше не ступала нога туриста, и бежать будет очень красиво. Как и на всем маршруте дистанции.
Что представляет из себя этот маршрут?
Это очень комфортный и красивый трек. Маршрут начинается в Дагестане, близко к горам и границе с Азербайджаном, с плавным набором высоты и плавными спусками. Единственный взлет будет на первом перевале. Через первые 100 километров, после первой базы жизни, участники пройдут через снег. Было бы жалко, если бы в самом начале они не смогли бы попробовать чуть-чуть жести (смеется).
Надо ли обладать навыками альпинизма и скалолазания, чтобы пройти этот маршрут?
Совсем нет. Это абсолютно пешеходный маршрут. Мы постарались предусмотреть всё так, чтобы не было мест, где нужно взяться рукой за склон. В среднем участнику нужно пробегать 60 км в сутки, но в целом — сколько сможет. Мы не ограничиваем людей в километраже каждый день.
Нужно ли участникам как-то подтверждать свою готовность к гонке?
Не нужно. Со мной об этом спорят многие организаторы, но еще со времен первого ультрамарафона я не просил участников подтверждать свой опыт в виде резюме. У нас не раз бывало так, что ребята, которые щелкают сверхмарафоны как орехи, могут сойти после 100-го километра. А те, кто не бегал ничего длиннее 42 км, прибегают и в эйфории говорят: «Дайте нам ещё сотку пробежать». Для многих такие старты — приключение на всю жизнь.
Но мы обязательно предупреждаем обо всех сложностях. Люди без ультрамарафонского опыта имеют больше рисков. Например, не знают, как ухаживать за ногами, чтобы не превратиться в одну огромную мозоль на сотом километре. Или не знают, как не делать лишних движений и экономить силы на базе жизни. Или просто не в курсе, как подобрать правильную экипировку. Организм многое простит на марафоне, но на ультре — не сможет.
Правда ли, что участникам, которые побегут «Армагеддон», нужно запасаться пропусками?
Конечно. Пропуски нужны будут в Дагестане, Северной Осетии, Карачаево-Черкесии, Краснодарском крае, Кабардино-Балкарии. Это территории в пограничных зонах, трек пройдет в 5-километровой приграничной зоне. Еще в прошлом году мы объехали эти территории, хорошо представляем себе, где будут располагаться базы жизни и как местные власти встретят это событие.
Поясни, что такое «база жизни» и сколько их будет?
База жизни — это место, где мы попросим участников отдыхать и приводить себя в порядок. Там можно будет поесть, сменить одежду, принять душ, поспать, получить медицинскую помощь и зарядить технику. Участники предположительно растянутся на 200 км, поэтому одновременно будут работать девять баз жизни.
Опыт прошлых лет показал: не спать нельзя. Человек может не спать хоть три недели (хотя это невозможно), но отдыхать ему нужно. Будет лучше, если сон застанет его в тёплом помещении, чем где-то у камня под проливным дождем.
Сколько человек потребуется, чтобы базы жизни работали, еда и все нужное прибывало вовремя, а участники чувствовали себя в безопасности?
Команда разметки, волонтеры баз жизни, группа эвакуации, штаб координации и поддержки — всего более 100 человек.
Участники, которые перешагнут экватор, то есть дойдут до Теберды и Архыза, — примерно на 800-м километре в обязательном порядке получат сопровождающих.
Мы также готовим системы наблюдения за участниками. Специальная команда будет отслеживать передвижение бегунов с помощью gsm-трекеров. Естественно, будет команда замыкающих. Спасатели помогут в экстренной ситуации. Плюс поработает страховка в виде вертолетов.
В нескольких чатах я видела сообщения от скептически настроенных людей, которые писали, что сделать такую гонку безопасной невозможно.
В плане безопасности команда сделает все возможное. Главный вопрос в другом — как поведет себя организм участников, которые будут бежать больше двух недель? Они ведь сами не знают. Для этого и нужны сопровождающие, чтобы непрерывно наблюдать за состоянием бегущего и предупреждать организаторов о возможных проблемах.
Кто те люди, которые уже зарегистрировались на «Армагеддон»?
23 из 25 заявившихся человек я знаю лично. Это ребята, которые уже бежали 300-километровый Caucasus Ultra Trail и которые понимают, что потенциально могут финишировать на более длинных дистанциях.
За три года получилась интересная статистика: в первый год финишировали 50% участников (6 из 12), во второй — 80% (22 из 27), столько же процентов и в третий год — больше 30 человек добежали до финиша. У нас каждый год участвуют люди, которые до этого никогда не бегали «ультры». Тот же Лиджи Болеев — он не бегает промежуточных стартов, бежит практически «с дивана» и всегда финиширует. На гонку уже заявился Владимир Переседов — один из самых выносливых ультрабегунов нашей страны. Будет Артем Чернов — парень, предела которого не знает даже он сам.
Такие длинные гонки — это даже не про физическую подготовку, а про психологический настрой. Конечно, неподготовленному человеку будет даже пешком трудно пройти дистанцию. Но готовить нужно и свою голову. На мой взгляд, на гонку не надо как-то «правильно» настраиваться. Люди пытаются правильно уложить в голову, как дотащить себя на финиш. Но нужно видеть не финиш, а сам путь. Потом ты оглянешься и увидишь, сколько смог преодолеть. И сильно удивишься.
Фото: Юлия Шопина