Бег — это тоже молитва! #бегущийсвященник

Бег — это тоже молитва! #бегущийсвященник

Статьи

Артём Петрожицкий
Артём Петрожицкий

журналист

Все публикации автора

Скажите, у кого сложился такой же образ священнослужителей? Люди в тяжелом одеянии, а потому неспешно двигающиеся во время церковных служб. Тем удивительнее встретить на массовых стартах обгоняющего тебя поджарого мужчину с надписью #бегущийсвященник на спине. Иерей Алексей Иванов — штатный священник собора Андрея Первозванного на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. В интернете он многим знаком именно как «бегущий священник». Своим аккаунтом, участием в забегах и даже проповедями в храме он популяризирует здоровый образ жизни и таким образом несет духовную миссию. 

Мы поговорили с отцом Алексеем по душам. Оказалось, что ему в прямом смысле запрещали бегать. Но спорт он любит с детства и не собирается от него отказываться. О том, что здоровое тело имеет не меньшее значение, чем здоровая душа, почему бег — тоже молитва и как пройти сквозь тернии и запреты, если искренне веришь в свою миссию, — читайте в нашем журнале.

Отец Алексей, как давно вы бегаете, и какие максимальные дистанции преодолевали? 

Бегаю около 10 лет. А максимальная — 100 километров. Бежал её соло, сам придумал и всё сам организовал. 

Отец Алексей бежал этот ультрамарафон 4 сентября 2018 года по жаре за 11 часов 20 минут

С церковью отношения у вас появились значительно раньше, чем с бегом? 

Да, где-то с 6 лет. Я помогал в алтаре, пономарил, храм открывали. У меня родители состояли в общине, которая восстанавливала и открывала храм. 

То есть сначала вы всё же священник и уже потом бегущий? 

В общем, да. Но когда я начал бегать, то священником ещё не был.

Благодаря бегу я и стал священником.

Когда готовился к тому ультрамарафону на 100 километров, еженедельно набегал большие объёмы — от 150 до 300 км. И как раз в тот момент я готовился принять сан. Тогда у меня никаких лишних мыслей не было, только полное смирение. Во время подготовки всё сложилось так, что меня рукоположили в священники.

Помогает ли бег в вашей службе? Священнослужители — тоже люди и подвержены, например, плохому настроению. 

Конечно. Если говорить именно о службе, то бывают дни, когда очень много общаешься с людьми. И как это часто бывает, люди в церковь приходят не с радостью, а с проблемами, желанием поговорить и избавиться от какого-то зла. И я, пусть и не полностью, но всё же пропускаю эти горести через себя. Бывает тяжело, это сказывается и на настроении, и на общем состоянии. А после пробежки мне всегда становится хорошо. Стараюсь бегать каждый день. Сейчас, правда, обнаружилась межпозвоночная грыжа, и у меня небольшая беговая пауза. Но ОФП, турник и велосипед присутствуют в моей жизни постоянно. Спортом занимаюсь в любом случае, он у меня с детства.

В детстве вы занимались боксом? 

Да, у выдающегося тренера, которого сейчас знает весь мир — у Анатолия Николаевича Ломаченко. Его опыт и знания, которые он передал, и сподвигли меня на пробежки. Когда мне было 26 или 27 лет, я уже давненько не занимался спортом и был не в очень хорошей физической форме. А потом узнал, что сын тренера Василий выигрывает уже вторую Олимпиаду. Меня это вдохновило, и я понял, что веду неправильный образ жизни. 

У Анатолия Николаевича в клубе был такой девиз: «Чемпионом можешь ты не быть, но человеком быть обязан». А чтобы быть полноценным человеком, мало концентрироваться только на душе — за телом также надо следить.

Даже Евангелие говорит: «Тела ваши — суть храм Божий».

Меня это всё всколыхнуло. Заниматься боксом было уже никак, я всё время был в храме. Тогда и подумал, что могу бегать. Сначала начал бегать до храма, потом по вечерам, а после узнал про старты и марафоны. 

У вас же есть история про первый марафон, на который вы не должны были попасть, но попали? 

Да, это был настоящий урок послушания. К первому марафону я готовился почти 2 года. Зарегистрировался, и вот в воскресенье старт. Но за неделю до старта мой настоятель говорит, что мы едем в Самару. А я тогда решил, что буду принимать всё, что говорит мне наставник. Он попросил взять с собой вещи, потому что планировал там задержаться. Приезжаю домой, рассказываю супруге, мы долго выясняем, правильно ли так отказываться от своих целей, но я в послушании и решаю ехать. И вот когда мы подъезжаем к Самаре, настоятель поворачивает в аэропорт и говорит: «А что ты будешь меня ждать? Лети домой. Вернёшься, когда надо будет, и вместе поедем обратно». И всё, в субботу я возвращаюсь в Питер, прохожу регистрацию и в воскресенье спокойно бегу марафон. 

А сколько у вас на данный момент марафонских дистанций? 

Официально 14. 

Отец Алексей, а как у вас получается участвовать в официальных стартах после того, как вы вступили в сан? В субботу служба, в воскресенье литургия, а беговые события в основном в выходные дни.

В субботу проще, но по субботам нечасто бывают старты, на которые можно успеть доехать после службы в окрестностях Петербурга. Поэтому у меня не так много официальных стартов с таким периодом бега. В основном планирую старты в отпускное время. 

И вы всё время финишируете за руку с сыном? 

Да! Когда он был совсем маленьким, жена передавала мне его в колясочке перед финишем. А когда он стал постарше, сейчас ему 9 лет, то мы всегда финишируем за руку. Всегда, любую дистанцию. 

А тренируетесь вместе? Личный пример важен? 

Общая физическая подготовка вместе, а на пробежках он сопровождает меня на велосипеде. Из собора домой — из дома в собор, а это около 17 км, да и просто на пробежках. Стараемся всегда вместе заниматься.


Личный пример отца для маленького ребёнка — это неподражаемый авторитет.

Личный пример очень важен, нотации и поучительные истории не вдохновляют детей так, как пример родителей. 

Как и для чего появился аккаунт и сам хэштег #бегущийсвященник? 

Вы знаете, мне всё время мешали бегать. Кто только ни пытался свернуть меня с этого пути! Раньше это были «друзья-товарищи», которые были против бега и зазывали на какие-то праздники. Потом мне запрещали бегать наставники и вышестоящие священнослужители. Даже после моего благотворительного марафона от храма до храма мне звонили и говорили: «Прекращай бегать на камеру». И у меня всё время были сомнения, неужели я плохо делаю? Почему эта здоровая привычка вызывает столько отторжения? Я постоянно приобщал людей к бегу и сейчас зову на пробежки всех знакомых: «Приходи, пробежимся и пообщаемся». И в этих переживаниях решил, что я бегущий священник. 

Но сейчас вас поддерживает епархия, под её патронажем вы даже организовали клуб «православный марафонец», а значит, смогли изменить ситуацию? 

Да, решил, что буду играть в открытую. Сделал аккаунт #бегущийсвященник, начал его развивать, на спине футболки разместил этот хештэг. Соцсети меня очень выручили откликами и поддержкой в реализации этой идеи. И в сентябре 2020 года я поехал в Москву на Московский марафон. Журналист с телеканала «Спас» отследила по соцсетям, что я буду участвовать, и мы договорились об интервью после пробега. После этого всё закрутилось, изменилось отношение в епархии, так мы решили создать клуб. 

В одном из интервью вы сказали, что бег помогает вам «утихомирить» страсти. В то же время бег для многих — это уже страсть. А к нему часто примешиваются и гордость или гордыня за полученные результаты, появляются кумиры и другие явления, не соответствующие доктринам. 

Да, это бывает, но если брать в процентном соотношении, то среди спортсменов значительно меньше пороков, чем среди людей, ведущих, как считается, «обыденный» образ жизни с выпивкой, курением, злословием и прочим. 

Спортсменов, которые наносят окружающим вред своими пороками, совсем немного.

Просто их ярче видно. Например, когда спортсмен побеждает и над ним возобладает гордыня, он на виду со своими победами. 

Разговариваете с паствой о спорте? 

Постоянно. Я всем говорю, что детей нужно отдавать в секции, чтобы вот эта здоровая история была заложена с детства. Ведь это и спортивный круг общения, его уже не так просто будет выдернуть из здорового общества — это стержень внутри. И взрослым говорю — занимайтесь спортом, занимайтесь собой. Не все адекватно реагируют, но я уже привык.

Можно ли бег сравнить с молитвой? 

Вы, наверное, знаете эту поговорку.

«Если хочешь бежать — беги милю, если хочешь попробовать иную жизнь — беги марафон, если хочешь поговорить с Богом — беги ультру».

Вот в моём случае всё так и есть. Что такое молитва? Это искренний разговор с Богом, чистый, сердечный, в том числе в твоих мыслях и сознании. Когда я бегаю, то да, могу назвать это молитвой. Естественно, когда ты на службе и стоишь у престола, то молишься за всех и читаешь конкретные молитвы. А когда ты хочешь помолиться о чём-то своём, это для ситуации, когда ты наедине с собой. На пробежке я в своём сердце и сознании поднимаю волнующие вопросы и молюсь. Если это решение какой-то ситуации, то молюсь, чтобы Господь помог вопросу решиться честно. Это бывает сложно — оставаться честным с самим собой.

Фото и видео: Алексей Иванов.