Каждый мой шаг может дать ещё тысячу новых шагов. История Павла Трофимова
Статьи
Удивительную историю Паши я узнала в прошлом году. Павел Трофимов спортсмен из Бурятии. Он ведёт активный образ жизни, увлекается горными лыжами и лёгкой атлетикой, участвует в различных соревнованиях и чемпионатах. А в ноябре 2019 года он принял участие в Нью-Йоркском марафоне и не только пробежал свои первые 42,2 км, но и посвятил забег детям-инвалидам, помня о том, что каждый его шаг даст возможность бегать кому-нибудь ещё. Но дело в том, что в этот момент помощь была необходима и ему самому.
Павел, как получилось, что ты лишился рук?
Это была осень. Мама тогда была беременна и лежала на сохранении. Я остался с отцом. У нас на территории посёлка был старый ржавый трансформатор. Все говорили, что он нерабочий. Я часто лазил рядом с ним по забору, переходил с одного дома на другой, на баню, и всегда всё было нормально. А в этот раз поскользнулся, слетел и схватился за то, что попало под руку ― за провода, свисающие из этой будки. Дальше был сильный удар током. Я помню только, как отлетел и упал.
Очнулся на секунды уже дома, когда с меня срезали обожженную рубашку. Потом ― скорая, кома... Проснулся в больнице без одной руки. У меня была паника, в голове постоянно было это жужжание, как при ударе током. Начал искать свою руку, сначала подумал, может быть, она за спиной, заглядывал, но не находил. В следующий раз я проснулся уже без второй руки. Позже мне сделали ампутацию до плеч, лечили тяжёлые ожоги ― в больнице я провёл почти год.
Психологически со мной всё было в порядке. Я не растерялся, не переживал. Уже в больнице я бегал, как мумия, весь перебинтованный, общался с врачами. Мама выписалась из своей больницы и лежала вместе со мной. Купила мне прописи, раскраски. Как-то спонтанно и быстро я научился орудовать ногами ― собирал пазлы, рисовал, писал в прописях. Я не ощущал, что я без рук. Вернулся к обычной жизни. У меня в посёлке было много друзей, которые отнеслись с пониманием. В школу пошёл на год позже, но учился успешно.
Когда и по какой причине ты попал в дом-интернат?
На тот момент в семье были трудности. Пришла новая беда ― мама заболела раком. У меня уже родился брат, отчим работал один. Я добавлял проблем своим поведением: не сидел на месте, хулиганил и прогуливал уроки. Иногда прогуливал, потому что оставался с младшим братом дома, пока мама была в больнице, а отчим на работе. К пятому классу я скатился в оценках и остался на второй год. Но тогда, благодаря помощи МВД Бурятии и многих других добрых людей, мы переехали в город Улан-Удэ. Я очень благодарен всем, кто помог нашей семье.
Там всё закрутилось. Меня перевели на домашнее обучение. А позже предложили хороший интернат в Подмосковье для детей с физическими недостатками. И когда я был на обследовании в Питере, мы проиграли суд, маму и отчима лишили родительских прав. Я не хотел, чтобы меня отправляли в интернат, убегал из дома. Но мама уговаривала и объясняла, что мне там будет лучше. Так в 10 лет я оказался в Дмитровском детском доме-интернате.
Сложно было привыкать к новому месту и обстановке?
Поначалу я просил, чтобы меня забрали, ведь я скучал по семье, маме, отчиму и брату. Но в интернате я быстро освоился, приобрёл новых друзей, среди которых был даже мой земляк. Спустя время я понял, что родственники были правы: в интернате условия действительно хорошие. Здесь все чем-то занимаются, много кружков и спортивных активностей. Я втянулся в учёбу, оценки стали лучше. Но вот хулиганить я не перестал, ― улыбается Паша, ― всё равно был неугомонный. Вдвоем с моим другом Александром мы были, как тасманские дьяволы. Ну, а потом я повзрослел и по-настоящему увлёкся спортом.
Как спорт повлиял на твою жизнь? Как изменилась жизнь в доме-интернате?
Я очень хорошо развил свои ноги. Играю в дартс, участвовал даже в школьных турнирах. 10 лет занимался горными лыжами, выступал на чемпионатах России, первенствах России и Московской области. Ездил в спортивные лагеря. Параллельно занимался лёгкой атлетикой: прыжки в длину, спринт на 100 метров, на 400 метров. Участвовал в соревнованиях за Москву и область, занимал первые места.
Играю в футбол везде, где только получится. Могу вышивать, свободно владею компьютером: печатаю, играю в игры. Участвовал в турнирах по киберспорту (с 2016 года киберспорт является официальной спортивной дисциплиной в России). Заработанные на соревнованиях деньги я тратил на компьютеры и девайсы. Я даже работал с алмазной американской компанией, делал для них сайт и рекламу.
Когда мне было 15 лет, в интернат приехали ребята из клуба единоборств «Сварог». У нас завязалось общение. Они произвели на меня сильное впечатление, будто бы показали правильный путь. Я очень изменился после этого, даже бросил курить. Мы и сейчас общаемся, дружим, я могу приехать за советом. Нет такого, что я чувствую себя каким-то угнетённым или неполноценным. Все относятся ко мне, как к здоровому. И я всегда очень требователен к себе: если ставлю цели, то добиваюсь любыми путями.
На фотографии ― Степан, наставник Павла из клуба «Сварог»
На марафон в Нью-Йорке ты ездил с ребятами фонда «Жизнь в движении». Как ты с ними познакомился?
В начале лета 2018 года фонд набирал ребят в Крым в скальный лагерь и предложил мне поехать. Представители фонда не знали, как я буду лазить по скалам, и решили, что я просто могу отдохнуть, позагорать на пляже. Но я довольно самоуверенный, и уже на второй день пребывания в лагере вместе со всеми проходил обучение и преодолевал небольшие маршруты по скалам. А дальше поднимался выше: одна вершина, за ней ― другая. Были моменты ― ударялся, но поднимался, упирался плечом, которое есть.
Мария Соколова, директор фонда «Жизнь в движении»: «Павел замечательный, невероятно спортивно одаренный мальчик. Без рук он дошёл до самого верха ― в это невозможно поверить, пока не увидишь».
После лагеря мы с ребятами из фонда стали настоящими друзьями. А позже они рассказали мне о возможности поставить протезы в США. Нашелся врач, который согласился бесплатно изготовить искусственные руки. Деньги требовались только на детали. Благотворительный фонд «Жизнь в движении» предложил собрать необходимую сумму на Нью-Йоркском марафоне. Я подумал: «Марафон? Я же все время спринты бегал». Но, конечно, согласился!
По условиям марафона болельщики со всего мира могут поддержать любого бегуна деньгами. Ты помог детям-инвалидам, которые не могут ходить?
Да, я был рад узнать, что не просто побегу марафон, а смогу помочь собрать средства для детей. Я был горд собой. И понимание того, что каждый мой шаг будет стоить тысячи новых шагов, мотивировало меня вдвойне.
Ты помог детям. И вышло так, что тебе тоже помогли?
Да, российский бизнесмен Владимир Поддубко посвятил свой забег мне. То, что ради меня бежит человек, ещё больше воодушевляло.
Вас с Владимиром к марафону готовила заслуженный мастер спорта и чемпионка СССР по лёгкой атлетике, рекордсменка мира Ирина Борисовна Подъяловская? Сколько месяцев заняла подготовка? Чему новому ты научился?
Меня познакомили с тренером Ириной Борисовной Подъяловской. Мы тренировались три месяца. Очень хороший человек и тренер, она нашла ко мне подход и научила любить бег. У неё я узнал, как контролировать пульс, дыхание, соблюдать правильное питание при тренировках ― всё это очень помогло мне на марафоне в Нью-Йорке.
Какие у тебя были ощущения на старте? И что тебе дал Нью-Йоркский марафон?
Мне очень понравилась организация марафона: то, насколько быстро мы зарегистрировались, не было никакой очереди. Я чувствовал себя расслабленно, волнения не было. А потом, я подошёл к старту, и мне стало одновременно и страшно, и адреналин пошёл. Что тебя ждёт дальше? Хлопок из пистолета. Назад путинет, и я побежал. Бежал и смотрел на большую толпу народа, как все радовались, фотографировались, и я понимал, что это праздник, это благотворительный забег, надо просто поработать и добежать. Сначала, на мосту, было тихо, а когда уже вышли на улицы Нью-Йорка ― это было незабываемо. Море болельщиков с табличками, все встречают, кричат, поддерживают. Полицейские офицеры отдают честь, сигналят пожарные машины ― это очень заряжало. Я не увидел ни одного равнодушного человека. Для меня это был первый марафон, это было очень круто.
Волонтёры сначала терялись, не понимали, как действовать. Я подбегал, мне протягивали воду, но я давал понять, что всё в порядке, брал стаканчик сам, пил и продолжал бег. И ещё здесь Ирина Борисовна научила меня очень важному моменту. Она говорила, что на улицах Нью-Йорка в этой атмосфере я почувствую себя профессиональным спортсменом и захочу показаться во всей красе. Так и было! Это был всплеск эмоций, эндорфины зашкаливали! Но я себя удержал и, как учила тренер, распределял силы, нигде не ускорился, в каком темпе шёл, в таком и остался.
Мария Соколова, директор фонда «Жизнь в движении»: «Павел добежал до конца. Многие здоровые спортивные люди сходили с дистанции, кого-то даже выносили на носилках. Я всё время беспокоилась за моих марафонцев. Но насколько радостные были эмоции, когда они вышли на финишную прямую. Это была победа! Невероятный триумф».
Наверное, теперь появилось желание принять участие в каком-нибудь другом забеге?
Хочу поучаствовать в Московском марафоне. Посмотреть на организацию у нас. А так примерно за месяц до Нью-Йорка я участвовал в трейловом забеге в Дмитрове. С дистанцией в 15 км я справился за 1 час и 15 минут. Вернулся домой весь в грязи, но довольный. Это был новый для меня опыт.
Как ты справляешься с освоением нового протеза? На страничке фонда «Жизнь в движении» есть видео, где ты протезом пробуешь поднять предмет с земли, и у тебя хорошо получается.
Это почти так же, как сесть за руль автомобиля, когда ты не умеешь водить. Это необычно, неуклюже. Но учусь потихоньку базовым действиям. Например, в пакеты в магазине продукты складывать, пытаюсь мелочь из кармана достать. Пока не научился обращаться протезом с приборами ― кисть ещё недоработанная. Доктор Генри, который делал протез, заметил, что у меня огромное стремление, и я на удивление быстро осваиваю новую руку. Протез сделан очень грамотно: нет ни одной потёртости за всё время, которое я его ношу. Меня это очень радует. В школу я обычно его не беру, потому что пишу ногами, а вот дома, на прогулках ― почти не снимаю. У Генри много идей, и если он придумает что-то более совершенное, я хочу участвовать в этом, я готов на эксперименты. Если нужно, для этого пробегу ещё несколько марафонов.
Павел, как предпочитаешь проводить свободное время и выходные дни? Чем помимо спорта интересуешься?
Встречаемся с друзьями, собираемся компанией. Гуляю с девушкой, ходим в кино, на каток. Научил ее кататься. Иногда, если неделя была очень активной, я могу просто засесть за фильмы и не выходить из дома. Очень люблю фильмы ужасов, хорошие комедии. Из последнего, что смотрел, мне очень понравился фильм «Форд против Феррари». Он основан на реальных событиях.
В этом году ты заканчиваешь школу. Кем хочешь стать? И какие планы есть на ближайшее время?
Психологом, спортивным психологом и тренером. Пока не знаю, что из этого выбрать, возможно, получится как-то совместить. Главное ― не сбиваться с намеченного пути.
Когда сдам экзамены, хочу слетать на родину в Улан-Удэ, увидеть брата и отчима. Я их очень давно не видел. Отчим многое сделал для меня. Мои друзья тоже интересуются, как и где я жил раньше. Байкал, наша тайга, рыбалка ― это сказка. Я бы очень хотел им всё это показать. И там много моих старых друзей, с которыми я бы хотел встретиться.
Как ты считаешь, что помогло тебе в твоей сложной жизненной ситуации стать тем, кто ты есть сейчас, и добиться таких успехов?
Вокруг меня очень много хороших людей. Я учился у наставников, которые многого добились в жизни, и твёрдо усвоил, что все преграды только в нашей голове. Я живу сегодняшним днём. Если есть возможность сделать что-то сегодня и сейчас, я это сделаю. Есть возможность завтра ― давайте доживём до завтра. И я это тоже сделаю. Каждый кузнец своего счастья. Начни с себя, и ты увидишь, как вокруг всё преобразуется. Я уверен в себе. Да, было много трудностей, но жизнь продолжается. И я творю свою историю, я буду работать над собой дальше. Я обязательно оставлю след … хоть какой-то на этой земле.
фото предоставлены благотворительным фондом «Жизнь в движении» и Павлом Трофимовым