Спартатлон 2021: как это было. Отзывы участников российской команды
Статьи
Совсем недавно мы рассказывали вам о Sparthatlon 2021 — непростой и очень престижной ультрагонке, уже ставшей культовой в среде любителей изнурительных испытаний. 390 участников, 246 километров от Афин до Спарты, 3600 метров набора высоты, штурм 1-километровой горы на дистанции, 36-часовой лимит и финиш у подножья статуи царя Леонида — звучит увлекательно и в то же время очень трудно.
В этом году победителем Спартатлона стал грек Фотис Зисимопоулос с результатом 21 час и 57 минут. Он получил лавровый венок, медаль и искреннее восхищение, пожалуй, всего бегового сообщества на финише. В российской команде стартовало 5 человек: Иван Заборский, Ирина Масанова, Юрий Малыгин, Сергей Овчинников и Сергей Чумаков. Только двое наших соотечественников смогли достигнуть финиша: Сергей Овчинников и Сергей Чумаков. Мы радуемся за финишеров и поддерживаем всех ультрамарафонцев, которые вышли на старт этого события. А вот о том, что оказалось самым сложным в Спарталоне, чего хотелось больше всего после финиша и как давались сложные решения на дистанции, мы поговорили с каждым из этой сильной пятерки. Интервью с настоящими героями длинного бега — в статье для журнала RussiaRunning.
Сергей Овчинников, двукратный финишер Sparthatlon, финишер 2021 года с результатом 33:49:00:
Наибольшие сложности я испытал на последних 15 километрах дистанции, когда опять стало жарко. Спортивные часы Сергея Чумакова, с которым мы бежали вместе от отсечки 160 км и до финиша, показали +38 градусов. Я был в майке и коротких шортах, поэтому кожа получала большую дозу облучения. Во время технических остановок, которые стали слишком частыми, я испытывал головокружение и тошноту. Опасаясь потерять сознание, обкладывал себя льдом на пунктах питания и обливался водой.
Мыслей сойти у меня не было. Подобные мысли никогда меня не посещали ни на одной гонке. Я не представляю себе причину, по которой сам откажусь от борьбы. Я выхожу на старт, чтобы достичь финиша, и понимаю, что будут трудности. Научиться преодолевать их — и есть моя главная задача.
Информация о сходе с дистанции наших друзей поступала к нам по ходу гонки. Это было печально, но нам хотелось, чтобы хотя бы два представителя России оказались в числе финишёров. Поэтому мы с Сергеем бежали с мыслью о том, что за 2,5 км до финиша нас ждёт в заброске российский флаг и что на церемонии награждения будут представители России.
На финише больше всего хотелось поблагодарить и обнять тех людей, которые более 30 часов следили за мной онлайн. В первую половину гонки желал поскорее достичь горы высотой более километра на отметке 160 км, а после неё все мысли были только о последней заброске с флагом и о финише. Эта гора очень важная точка для многих участников. Если достиг её до истечения контрольного времени (очень раннее утро), то вероятность успешного финиша многократно увеличивается.
В этом году Спартатлон для меня стал гораздо сложнее предыдущего в 2019-м. О своём праве принять участие я узнал в самом конце июня этого года. Толком не успев начать тренировки, я заболел COVID-19, затем пневмонией и на фоне болезни превратился в овощ. Болезнь отбросила меня далеко назад, а восстановление шло медленно. Пульс был гораздо выше нормы, дыхание затруднено, руки и ноги немели во время тренировок — каждая была из последних сил, как последняя. Итого примерно 2 месяца подготовки, из которых я выжал максимум, но этого всё равно было недостаточно.
У меня есть стойкое желание ежегодно участвовать в Спартатлоне. Это не просто очередной старт — это целая жизнь длиною почти в неделю в окружении невероятных людей. Это большая семья. Это море и горы. Это картофель в мундире посреди ночи на изнуряющем подъёме и танцы до упаду на торжественном ужине. Я испытывал огромное удовольствие каждую минуту, проведённую в этой поездке. Из-за сложной системы отбора не в каждом году будет получаться приехать, но после 10-ти успешных финишей (мне осталось 8) в лотерее можно уже не участвовать. Так что старость у меня уже распланирована.
Сергей Чумаков, ультрамарафонец, триатлет и марафонец, обладатель рекорда Гиннеса по стоянию на гвоздях, финишер Sparthatlon 2021 с результатом 33:47:36:
На дистанции особых сложностей не было, поскольку физически и психологически я был готов к ультрамарафону. Мыслей о сходе у меня не возникало.
Подготовка к Спартатлону получилась качественной, о чем говорит отсутствие травм или каких-либо негативных последствий в результате гонки. Тактически — по распределению темпа в дневное и ночное время, с учётом температуры и питания — гонка также прошла для меня хорошо. Когда оказался на финише, то хотел скорее сказать своим друзьям, спортсменам, родственникам, знакомым слова благодарности.
Хотел бы поучаствовать в такой гонке снова, а пока что планирую пробежать в декабре Valhalla Race 167 km и в мае следующего года — суточный бег на чемпионате России в Москве.
Ирина Масанова, мастер спорта международного класса, рекордсменка России в суточном беге, ультрамарафонец и финишер Sparthatlon 2019. В этот раз Ирина сошла с дистанции Спарталона на 172-м километре, и это был ее первый в спортивной карьере DNF:
Самым сложным для меня было принять решение не продолжать гонку, хотя впереди оставалось 18 часов на 75 километров. Но просто финиш меня не устраивал, он у меня уже был в 2019 году. Так что выбор между здоровьем и медалью был очевиден.
Зачатки мыслей о сходе появились примерно на 157-м километре, когда после перехода на шаг пришло понимание, что бежать дальше ноги отказываются, а тошнит даже от колы, так что просто негде взять энергии. Смысла сейчас жалеть нет: изменить ничего нельзя, только сделать выводы, что тоже очень полезно. Сейчас мне нужно разобраться с проблемами с желудком. Как только все решится, буду думать над новыми стартами.
Я считаю, что Спартатлон не следует пробовать тем, кто не бежал сутки или хотя бы 100 миль. Нужно тренировать устойчивость к жаре, высоте и бегу по горам — тогда все будет. Не стоит думать, что лимит в 36 часов — это легко, первую сотку надо все-таки пробежать.
Юрий Малыгин, триатлет, трейлраннер и ультрамарафонец, участник кубка России по суточному бегу. К сожалению, в этом году Юрию не удалось закончить Sparthatlon (он сошел на 123-м километре):
Признать, что мой план уже не сработает и три года отбора на Спартатлон нужно перечеркнуть в один момент, — было самым сложным. Я был полностью не готов к тошноте и тому, что не смогу есть — пришлось импровизировать. Примерно после 45-го километра, когда началась тошнота и я не мог компенсировать расход энергии, решил исключить всё, кроме небольших глотков воды каждые несколько километров. Примерно через 10 километров на пункте питания появилась оригинальная Coca-Cola, и я добавил ее в рацион — это немного помогло, так как в ней много калорий, которые мне так сильно были нужны.
Из-за того, что средняя скорость упала, я уже не укладывался в свой план гонки и не успел добраться до фонаря и теплых вещей до темноты в горах. Второй раз о сходе я уже начал думать, когда стемнело и стало холодать, и именно тогда я решил сойти на середине гонки, так как дальше продолжать уже не было особого смысла. Рискуя здоровьем, я мог попытаться добраться до следующего этапа, где бы меня точно сняли.
Во время гонки очень хотелось окунуться в море, так как жара была очень изматывающей. Примерно на 40-м километре, когда маршрут проходил вдоль побережья, была только одна мысль — остановиться и зайти в воду минут на 10-15. Возможно, стоило прислушаться к организму.
Чтобы отобраться на Спартатлон, у меня ушло около 3-х лет, за которые я наработал некоторую беговую базу и прокачал выносливость. Попутно занимался триатлоном и шоссейным велоспортом. В начале июня я упал на шоссейных велогонках и получил травму — перелом левой ключицы со смещением. Можно сказать, что чисто беговая подготовка у меня заняла всего два месяца. Учитывая ситуацию, я не имел больших амбиций на этот старт, и главной целью было просто финишировать до закрытия финиша.
Это очень серьезное испытание, подготовиться к которому в средней полосе России проблематично — нет таких температур и рельефа. Если вы ультрамарафонец и есть желание проверить себя, то первым шагом стоит попробовать сделать ~240 км на суточном забеге и посмотреть, как организм отреагирует на такую нагрузку хотя бы в привычном для вас климате.
Иван Заборский, ультрамарафонец, 4-кратный (!) финишер Sparthatlon. Из-за проблем с ногой Иван также был вынужден сойти с дистанции с отметкой DNF:
В конце августа в ходе контрольной длительной тренировки перед Спартатлоном я травмировал левую ногу, и, к сожалению, полностью залечить травму не удалось. Из-за этого весь сентябрь до старта не бегал.
Уже на старте понял, что нога все еще беспокоит. Только когда бежал быстрее — 5 мин/км, боль немного отступала. Но такой темп и полное отсутствие бега в предыдущие 4 недели дали о себе знать. Плюс нагрузка на ноги распределялась неравномерно: здоровая правая нога принимала на себя большую часть, что очень негативно сказалось на общем состоянии ног. Первые мысли сойти появились уже на 40-м километре. Тогда же примерно в первый раз возникли сильные судороги в правой ноге, из-за которых периодически приходилось останавливаться и разминать мышцы. Солевые таблетки помогали на совсем короткое время.
Сложно ответить на вопрос, жалею я о сходе или нет. Это было сложное, но взвешенное решение. Если бы я продолжил гонку, то вероятность финиша была бы высокая, так как на момент схода у меня был большой запас по времени. Но вот цена, которую пришлось бы за это заплатить, возможно, была бы чрезмерно высокой и оставила бы меня без возможности бегать на многие месяцы. Учитывая, что в текущем состоянии я не претендовал на хороший результат, решил прекратить гонку в пользу здоровья. Это был осознанный выбор. Но на следующий день, когда я был около статуи Леонида в Спарте и видел, как финишируют преодолевшие все трудности участники, многократно об этом пожалел. Но это жизнь: обратно время уже не вернуть и решение уже невозможно оотменить.
Я думаю, что Спартатлон под силу каждому, кто действительно мечтает об этой гонке. Главное — поставить цель и планомерно к ней идти. Все ограничения только в нашей голове. Нужно просто начать, а дальше ноги сами приведут к Леониду (статуе на финише – прим.). Всем, кто бегает ультрадистанции, искренне ее советую и рекомендую!
Я уже 4 раза финишировал на Спартатлоне в 2016-2019 годах и не планирую прекращать участвовать в дальнейшем. На мой взгляд, это абсолютно уникальная гонка со своей неповторимой атмосферой. Спартатлон уже можно смело называть семьей. Настолько теплой и дружеской атмосферой пронизан каждый миг.
От редакции: мы поздравляем с финишем всех, кто сумел успешно преодолеть эту непростую дистанцию. Гордимся нашими соотечественниками! А вас призываем быть смелыми и активными, но при этом помнить о том, что в любом испытании ваше здоровье и безопасность — превыше всего.
Фото: Spartha Photography Club, видео: youtube/ Sparthatlon Greece
Что почитать:
Barkley Marathon: «Гонка, которая съедает своих детенышей»
«Бештаугорский крест»: уникальная гонка с испытанием на прочность