Чемпион России в марафоне Алексей Реунков. Интервью в день 35-летия
Интервью
35-й день рождения отмечает сегодня чемпион России в марафоне 2018 года Алексей Реунков. Почётный титул он завоевал в минувшем апреле на чемпионате страны в Волгограде, завершил гонку за 2:12.20 и опередил при этом прежнего чемпиона Степана Киселёва.
Свой лучший результат Реунков показал в 2011 году на Франкфуртском марафоне (2:09.54). Он дважды становился чемпионом России: в 2004 году — в кроссе на 8 км, в 2009 — в кроссе на 10 км. В 2014 году стал призёром чемпионата Европы в Цюрихе, где выгирал бронзу в марафоне. В канун дня рождения участник Олимпийских игр 2012, мастер спорта международного класса ответил на вопросы RussiaRunning Life.
Алексей, миновал победный для вас год, в который вы стали чемпионом России в марафоне. Чем запомнился вам забег в Волгограде?
Запомнился, прежде всего, накалом борьбы на дистанции. Задолго до забега все признавали фаворитом Степана Киселева. Вопрос будто бы состоял только в том, сможет ли он побить рекорд России (2:09.07 — ред.). У меня было на этот счёт своё мнение. Поскольку погоду в день старта прогнозировали жаркую, я решил бежать своим темпом независимо от того, как побегут соперники. Получилось так, что примерно после 10 км Киселёв стал отрываться от меня, и это преимущество постоянно увеличивалось.
После часа бега солнце поднялось высоко, и стало действительно припекать. Скорость стала снижаться непроизвольно. После 30 км я чувствовал себя вполне комфортно и поставил задачу отработать оставшиеся 12 км, чтобы темп не сильно упал и чтобы результат получился более-менее достойный для таких условий. После 38 км я стал видеть Киселева. Его отрыв таял на глазах. К 40 км я оказался настолько близко, что вопрос о победе был решён.
Какие у вас планы на 2019 год? Намерены ли сохранить за собой звание чемпиона России? И кого считаете главными конкурентами?
Планов много, но, к сожалению, не всегда наши желания совпадают с возможностями. Этим летом хроническая травма ахиллова сухожилия не позволила мне тренироваться и выступать в соревнованиях. Было принято непростое решение оперироваться. Длительная реабилитация и полное исключение беговой нагрузки пока не позволяют с уверенностью что-то прогнозировать.
Если удастся в оставшееся время провести подготовку, то есть в планах выйти на дистанцию в Казани и защитить титул. Соперники все те же: Киселёв, Алексеев, Шутов. Также есть планы на выступление в крупнейших российских забегах, которые я рассматриваю в качестве важных этапов в подготовке. Но это всё опять же при отсутствии проблем со здоровьем.
Есть ли шанс принять участие в международных марафонах — например, в Берлинском?
Хотелось бы, наконец, получить допуск к международным стартам, хотя бы в нейтральном статусе. Если такая возможность в этом году представится, я выберу один из топовых осенних марафонов с быстрой трассой (Берлин, Франкфурт, Валенсия, Фукуока) и буду стремиться показать свой лучший результат, поскольку чувствую, что ещё не в полной мере реализовал свой потенциал.
Когда и где состоялся самый сложный марафон в вашей карьере?
Самым сложным, наверное, был забег на чемпионате России в Волгограде в 2017 году. Бег проходил при жаре, близкой к +30. В какой-то момент на одном из пунктов питания закончилась вода, что стало дополнительной проблемой. Я долго лидировал, но после отметки 30 км стало так тяжело, что оставшуюся часть дистанции бежал на морально-волевых. На последних 200 м мои ноги подкашивались. Я упустил даже 2 место, на котором в то время бежал.
Лёгких марафонов не припомню, поскольку ради результата всегда выкладываюсь до последнего. Самым интересным с точки зрения открывающихся видов, думаю, был марафон в Лондоне в 2015 году: знаменитый чайный клипер «Катти Сарк», Тауэрский и Лондонский мосты, Биг Бэн и Букингемский дворец. Такая миниэкскурсия на бегу. Всё равно, несмотря на борьбу, стремишься немного отвлекаться на окружающую атмосферу.
В одном из интервью Вы сказали, что первую половину марафона надо бежать расслабленно, как бы «катить». Если это часть идеального сценария, то часто ли удаётся ему следовать?
Стараюсь всегда следовать этой установке и считаю это основополагающим в успешном пробегании марафона. Нельзя сказать,что победа в Волгограде была достигнута по какому-то сценарию. Мы не можем прогнозировать события и управлять абсолютно всеми обстоятельствами. Например, возможно контролировать только собственный бег, но не бег соперников. В какой-то момент я даже думал, что Киселёв сможет добежать взятым темпом.
Но закон сохранения энергии всё же никто не отменял. Если ты тратишь больше сил на первой половине, на второй их остаётся меньше. С этим ничего не поделаешь. На это и был мой расчёт, когда я отпускал Степана.
На Олимпиаде-2012 в Лондоне вы показали лучший результат (2:13.49) среди 3 российских марафонцев, обошли нескольких именитых африканских бегунов. И, всё-таки, ваше время оказалось на несколько минут больше, чем на Франкфуртском марафоне.
Да, результат оказался почти на 4 минуты медленнее, но не стоит забывать,что и призёры пробежали кто на 5, а кто и почти на 6 минут хуже своих личных рекордов. Например, Уилсон Кипсанг, который стал третьим, при личном рекорде на тот момент 2:03.42 пробежал 2:09.37. Просто погода была жаркая: на старте +23, на финише +27. Это сильно повлияло на результаты и на распределение мест.
Мне тоже было нелегко. Половину я преодолел за 1:06.00 и при этом находился в 4-м или даже в 5-м десятке. На второй половине, несмотря на падение скорости, я, словно крейсер, обходил многих сильных спортсменов, в том числе топовых африканцев. В целом, местом и результатом остался недоволен, так как планировал попасть в топ-10.
Вашим личным рекордом (2:09.54) остаётся результат марафона во Франкфурте в 2011. Это достижение стало важным аргументом при включении вас в олимпийскую сборную. Четыре года спустя в Лондоне вы вплотную приблизились к этому результату (2:10.10). Есть намерение побить собственный рекорд?
Марафон во Франкфурте был для меня третьим в карьере. Весной того года я пробежал 2:12.16 в корейском Тэгу. Летом неплохо выступал на дорожке, что позволяло рассчитывать на результат в диапазоне 2:10.00-2:11.00. Организаторы собрали впечатляющий состав, так что со старта сразу понеслись несколько групп. Я поначалу не мог найти свою целевую группу и после «пятёрки» остался один между теми, кто бежал на результат из 2:09 и на 2:13. В итоге так и пробежал всю дистанцию один, обгоняя к финишу спортсменов из более быстрых групп. Со своим результатом я оказался только четырнадцатым!
Раскладка по половинкам получилась практически ровная: 1:04.36+1:05.18. Быстрая трасса и практически идеальная для марафона погода многим позволила установить личные рекорды. В 2015 году в Лондоне я был близок к побитию личного рекорда, но финишировал на 16 секунд позже. На мой взгляд, трасса в Лондоне менее скоростная в сравнении с Франкфуртом. Вообще же, выходя на старт любого марафона, я всегда пытаюсь бежать на личный рекорд, но не всегда условия позволяют это сделать.
Наверное, с 2011 года марафон в Лондоне в 2015-м был по условиям близок к тому забегу, так как выступления на официальных стартах — типа Олимпийских игр, чемпионата мира и чемпионата Европы — летом не особо способствовали достижению быстрых результатов. Плюс ко всему ещё и отстранение ВФЛА, которое длится уже более 3 лет, не даёт пока возможности показать быстрое время, так как марафоны в России в плане рельефа и конкуренции пока сильно не дотягивают до мирового уровня.
Школьником в лёгкой атлетике вы начинали со спринта и вполне успешно. На длинные дистанции перешли постепенно под руководством тренера. Сейчас у Вас есть любимая дистанция?
Действительно, я прошёл путь от спринта в 5-6 классах школы до марафона в 26 лет. Не жалею ни о чём, так как все этапы были пройдены своевременно. Очень рад, что мой первый тренер сумел найти во мне и развить эту склонность к длинным дистанциям. Люблю выступать на 10 км по шоссе и полумарафонах. Такие дистанции позволяют чаще стартовать, чем в марафоне, при более упрощенной подготовке.
Есть ли у вас свои любимцы среди бегунов в мире и в России, за успехами которых вы следите с особым вниманием?
Нельзя сказать,что я пристально слежу за выступлениями кого-то конкретно из зарубежных бегунов, но всё же мне интересны тренировки топовых кенийских марафонцев — таких, как Кипчоге и Кипсанг. Также раньше следил за выступлениями швейцарца Виктора Ротлина, который уже завершил карьеру.
Есть мнение, что для успеха марафонцу необходимы не только физическая выносливость, но определённый темперамент и склад ума.
Полностью разделяю это мнение. Мне кажется, марафонский бег больше подходит людям с математическим складом ума. Это как умение кропотливо сидеть над сложной задачей в поисках решения. Ведь марафон — тоже математика. Нужно по ходу бега производить множество расчётов с учётом меняющихся условий и воздействия различных факторов. Эмоциональные всплески тут неуместны.
Сложность заключается не в самом марафоне, а в длительной монотонной подготовке к нему. Ещё считаю, у настоящего марафонца в психологическом смысле внутри должно быть некое подобие стального стержня, на котором всё держится.Такая сверхспособность терпеть до конца, не сходить с дистанции, даже если финишную черту приходится пересекать ползком.
Можете ли вы назвать себя по характеру «настоящим марафонцем»? И есть ли у вас качества, которые иногда мешают в спорте?
Да, могу. Единственный недостаток, который нередко мешает — это мой максимализм, стремление в подготовке сделать больше, быстрее, что не очень правильно.В последнее время я стал проще к этому относиться и подходить «с головой» к тренировочной нагрузке и эффекту, который она оказывает.
Как вы оцениваете состояние любительского бегового движения в России?
Любительский бег у нас в стране развивается семимильными шагами, в то время как профессиональный буксует. Если раньше, лет 10 назад, во время пробежки в парке можно было встретить от силы пару-тройку бегунов, то сейчас это уже десятки. Такое происходит во всех регионах, а не только в столице. Это не может не радовать.
Люди, наконец, стали понимать, что бег — это действительно круто. Многие поменяли проведение вечера пятницы в пабах и ночных клубах на утреннюю пробежку в выходные. Количество стартов также растёт с каждым годом, уровень их организации совершенствуется. Со своей стороны особых препятствий для развития любительского бегового движения я не вижу.
Как Вы отдыхаете от бега?
В прошлом году у меня родился сын. Большую часть свободного времени стараюсь уделять ему. Это и есть та альтернативная реальность, которая позволяет на время абстрагироваться от бега.