Мария Гостева: «Моя мотивация в триатлоне — это удовольствие»
Интервью
Проплыть ночью 3,8 км в тёмной воде, затем проехать 180 км на велосипеде через пять альпийских перевалов, закончить гонку сложнейшим марафоном с финишем в гору и победить. Всё это сделала наша соотечественница Мария Гостева на Icon Livigno Xtreme в Италии!
Мария — профессиональный триатлет, тренер по триатлону, спортивный психолог. Поговорили с опытной спортсменкой о мотивации в спорте, о длинном триатлоне в России и о тренерстве.
Некоторые из последних достижений Марии Гостевой:
- Дважды чемпионка России на длинной дистанции триатлона 226 км (2024, 2022)
- 1-е место на half triathlon «Энергия севера» 2024
- 1-е место на 10 км Балтийского трейла «Белые ночи» 2024
- 1-е место на дистанции 20 км Mad Fox 2023
- 1-е место и рекорд трассы на «Арена полумарафон» 2023
Мария, расскажите, как прошла ваша экстремальная гонка в Италии? В своём телеграм-канале вы писали, что много лет мечтали побывать на перевале Стельвио в Италии и проехать его на велосипеде.
В Италии я была много раз была, а вот именно в Ливиньо до этого не доводилось бывать. Именно сюда давно хотела попасть на велосипеде — эта мечта появилась, когда я только начала заниматься триатлоном. Потом уже узнала, что есть такая гонка, которая проходит через Стельвио.
Как вы готовились к этому старту? Получилось потренироваться в приближенных условиях?
Я готовилась в основном дома, в Ленинградской области. Понимала, что велосипед у меня не будет возможности подготовить именно под специфику горной трассы. Да и в принципе для меня тренировать велосипед в нужном объёме даже на равнине не так просто — не хватает времени.
При подготовке к бегу я участвовала в нескольких трейлах. По видео изучала технику бега и ходьбы с палками, бег в подъём, бег со спуска. Постаралась погрузиться в специфику, ведь раньше я вообще об этом не имела представления.
Отдельно готовилась к плаванию в холодной воде. Холод — это вообще не моё, я жару намного лучше переношу. Чисто психологически мне эта идея не нравилась. Год назад я смотрела видео с этого старта, как там спортсмены в темноте заходят в холодную воду, и мне казалось, что это самое ужасное, что может вообще быть. Именно из-за плавательного этапа были сомнения: стоит ли стартовать в этом месте.
Но за год мне удалось себя подготовить так, что теперь это видео вызывает положительные эмоции. Мне хочется туда залезть и кажется, что это здорово — плавать в холодной воде в темноте. Никакого отторжения больше это не вызывает. Плюс я закалялась, занималась зимним плаванием.
Как прошёл велоэтап?
Набор высоты на велоэтапе в этой гонке — наверное, один из самых больших из всех экстремальных. Но по крайней мере точно из всей XTRI World Tour и из тех гонок, которые проводятся у нас в России. Набор высоты порядка 5 000 метров.
Подъём до трёх тысяч с чем-то метров — было хорошо и даже приятно, а вот оставшиеся полторы тысячи набора дались непросто. Это заняло времени больше, чем я ожидала. Не потому, что я думала, что как-то себя лучше проявлю или лучше буду готова. Просто не знала, как это посчитать.
Плюс у нас в итоге было 200 километров, а не 180. Поэтому я подумала: ну, вряд ли это больше 8 часов займёт. В итоге это заняло 9 часов 20 минут. У меня просто в голове эти цифры не укладывались, ведь я Ironman полный делаю быстрее, чем тут ехала велоэтап. В целом, я всем довольна, потому что было красиво, были эмоции, было всё. Было тяжело на последних 40 километрах.
Каждое подобное физическое преодоление часто дарит человеку душевное откровение. А у вас было такое?
Процесс гонки для меня — это удовольствие, и я его получила на этой дистанции сполна. Честно скажу, что в последнее время триатлон в привычном формате перестал приносить мне удовольствие. Я пыталась понять почему. То ли от него устала, то ли уже перегорела. Поехала на этот старт с желанием понять истинные причины моего состояния. Думаю, что если мне эта гонка не очень понравится — значит, я просто устала от триатлона, если понравится — то дело в чём-то другом.
Я всегда занималась триатлоном из-за красивых видов, пейзажей, возможности пройти старт в один круг. Длинные дистанции для меня как путешествие. В формате города я не могу получить такое удовольствие, но по-другому у нас в России, к сожалению, видимо, не сделать. Это не критика организаторов, но все эти велоэтапы во множество кругов — не то, что мне нравится.
Посоветуйте, как не потерять мотивацию в спорте?
Главное, не путать перетренированность и кризис мотивации. Перетрен — это хроническая усталость организма, при этом могут быть такие мысли, что «мне всё надоело, я больше не хочу», просто потому что это слишком тяжело и мучительно.
Но это принципиально разные явления, их надо различать. Могут быть похожие симптомы, но разные причины. В случае перетрена причина — не потеря мотивации, а хроническое переутомление.
Кризис мотивации — это когда «я больше не хочу, мне неинтересно». При этом организм находится в хорошем состоянии, но человеку больше неинтересно, он не понимает зачем всё это, не видит смысла. У каждого человека есть свои мотивационные опоры: нужно разобраться, в чём они, и попытаться их вернуть, если они потеряны. Процесс это непростой.
Что мотивирует именно вас?
Я не вижу смысла в тренировках и стартах, если не получаю удовольствия. Все остальное не является для меня убедительной причиной заниматься спортом. Для меня удовольствие — ощущать своё тело. Понимать, что оно сильное, что оно хорошо себя чувствует. Удовольствие смотреть красивые виды, пейзажи. Это и причина, из-за которой я начала заниматься спортом, и то, из-за чего я продолжаю.
Но бежать или плыть такие дистанции реально тяжело. Где там удовольствие?
Если человеку тяжело на всех тренировках, значит, нужно менять что-то в подходе к занятиям. Есть же золотое правило 80/20, когда большая часть тренировок должна проходить в зоне комфорта. Зачем делать то, что не приносит удовольствие, зачем страдать?
Я прочла у вас в канале о вашем видении будущего триатлона в России. Расскажите поподробнее.
Я говорю не о триатлоне в целом, а именно о длинном триатлоне. Спринты и олимпийки всегда проводили в городах, по кругам. Эти гонки для зрителей, но не для удовольствия спортсменов. Да, они динамичней, и для многих спортсменов подходят.
Лично мне короткий триатлон неинтересен и не нравится, это другой вид спорта. Длинный триатлон для меня — это другое, это как путешествие. Сейчас у нас в России с этим сложно.
Но есть же гонки в Сибири, на Эльбрусе.
Это уже экстрим, и он далеко не для всех. В российских городах в силу специфики сложно проводить триатлон на полную дистанцию. Это опять же не критика организаторов, просто ни один регион у нас не может позволить перекрытие на 90 или 180 км дорог.
Только в Сочи и Питере удавалось перекрыть часть городских и федеральных дорог, но в Красной Поляне этого больше не будет. Марафоны на 50 тысяч человек прекрасно проводят в больших городах и перекрывают дороги, а под триатлон никто не готов перекрывать весь город на полдня. Поэтому обычно это какое-то кольцо в городе, и атлеты страдают на нём.
Сомнительная идея в больших городах проводить длинный триатлон. Я уверена, что найдётся куча критиков, которые скажут, что спортсмен должен психологически быть готов. В бассейне же люди плавают. Спортсмен да, хорошо. Одно дело, если это спортсмен, и это его работа. Но если это не профессионал, а любитель, который просто хочет получить удовольствие, то ради чего все эти страдания?
Вы согласны, что в России триатлон только набирает обороты?
В России — да, но во всём мире — наоборот, интерес падает. Если раньше попасть на Кону — мечта всей жизни, и дорога на Кону занимала десятилетие, то сейчас получить слот намного проще.
С чем это связано?
Сложно сказать. Всё циклично — интерес появляется, потом пропадает.
Как вы считаете, в России будет сильная конкурентоспособная команда на мировом уровне, как, например, в лыжах или плавании?
Уровень спортсменов растёт тогда, когда есть конкуренция. О чём мы сейчас можем говорить, если наших профессиональных спортсменов не пускают на международные старты.
Ну, раньше же мы ездили, и на Олимпиаде были. Всё равно олимпийских чемпионов среди наших триатлетов нет.
В России вообще триатлон развивается не благодаря, а вопреки. Исторически это не наш вид спорта. Даже самое элементарное: у нас на большей части территории страны 9 месяцев в году лежит снег. Поэтому и лыжные гонки у нас на высочайшем в мире уровне.
Где тренируется большая часть спортсменов из сборной по триатлону? В Москве или в Питере. Безусловно, есть выезды на сборы в среднегорье или на юг страны. Но это тоже всё непросто, вдали от дома, от нормальной жизни. Наши спортсмены проделывают колоссальную работу.
Теперь вы тренируете других. Что для вас самое главное в тренерстве?
Для меня самое важное — обратная связь. Если человек не даёт обратной связи, неделю не тренируется, ты ему пишешь, спрашиваешь, а он тебе не отвечает на сообщения и при этом присылает деньги за месяц — это больше всего демотивирует. Мне не надо таких денег, здесь качество моей работы нулевое — даже если он выйдет на соревнования и сделает нормальный результат. Я не смогу считать, что я имею какое-то отношение к этому результату. Это больше всего меня в работе расстраивает.
Что бы там с человеком ни происходило, какой бы у него ни был рабочий график, сколько бы он не пропускал тренировок — всегда нужно взаимодействие с тренером. Конечно, меня расстраивает, когда человек много пропускает. Но если я вижу, что человек цепляется, пытается тренироваться, я продолжу работать с ним, потому, что понимаю, что ему со мной всё равно будет лучше, чем без меня.
Фото из архива Марии Гостевой, iconxtri