Так говорит Каваути. Мысли самого известного в мире бегуна-любителя
Статьи
Его называют «гражданин бегун», потому что каждый день он выходит на работу как госслужащий японской префектуры Сайтама и добросовестно трудится до вечера. Он занимается бегом в свободное время, причём тренируется не два, а один раз в день: в одиночку, без наставника, спонсоров и субсидий. При этом он не только дико популярен в Японии, но и широко известен за пределами Страны восходящего солнца.
Он обратил на себя внимание, когда финишировал третьим на Токийском марафоне 2011 года, показав лучший результат среди японских бегунов — 2:08:37. Он произвёл настоящую сенсацию, выиграв Бостонский марафон 2018 года (2:15:58), где он обошёл прежнего победителя — кенийца Джеффри Кируи. Но свой личный рекорд он установил на Сеульском марафоне 2013 года — 2:08:14.
При этом он— обладатель мирового рекорда как единственный человек на Земле, пробежавший быстрее 2:20 целых 79 марафонов. Знаменитому японскому бегуну-любителю Юки Каваути исполнилось сегодня 32 года. В день рождения «гражданина бегуна» мы решили предоставить слово ему самому.
Об эйфории марафонца
Некоторые говорят о беге трусцой на сверхдлинные дистанции: «Бежать медленно — бессмысленное занятие, и совершенно неважно, какое расстояние вы пробежите». Думаю, подобные критики просто сами никогда не практиковали того, о чём рассуждают.
Если вы на деле испытаете чувство, которое приходит после трёх часов бега — «Я могу терпеть эту усталость в ногах, хотя, как только потеряю над собой контроль, немедленно захочу остановиться», это ощущение в конце марафона, похожее на головокружение, онемение рук и ног, потерю концентрации, приходящую после того, как жизненная сила испаряется из глубин вашего тела, а затем всепоглощающее чувство эйфории, которое вы получаете, пробившись через «стену»... Не думаю, что вы сможете назвать подобный опыт бессмысленным.
О вере в ноги
Уверенность, основанная на опыте преодоления сверхдлинных дистанций, знание во второй половине пути, когда условия становятся особенно трудными, что я пробегу эти 50 или 100 километров — вот основа всего. Люди из разных стран, бегущие рядом со мной, возможно, не преодолевали «сотку», но я-то знаю: мои ноги продолжают двигаться, даже когда им становится совсем тяжело. Они действительно спасают — даже такого человека, как я, склонного быстро разочаровываться.
О тренировках по выходным
Для тех, кто тренируется один раз в день, как я это делаю ещё со времён университета, думаю, было бы полезно добавить по выходным забеги на сверхдальние дистанции. Они улучшают физическую и умственную способность собраться с силами на второй половине марафона. Однако, поскольку многие командные бегуны выполняют групповые утренние пробежки в дополнение к регулярным тренировкам, вероятно, им было бы затруднительно добавить в свои программы такой вид сверхдальних забегов.
Тренируясь два раза в день, они обычно преодолевают более 1000 км в месяц, а в моём случае этот показатель составляет в среднем около 600 км. Если считать, что командные бегуны делают по 12 км на каждой утренней тренировке, мой ежемесячный пробег будет по крайней мере на 360 км меньше, чем у них, ведь я по утрам не бегаю. Мой физический отрыв составит таким образом более 4320 км в год. Именно поэтому бег по выходным на сверхдлинные дистанции так важен для меня.
О пределах прочности
Если кто-то, вместе с утренними пробежками преодолевая более 1000 км в месяц, попытается добавить к этому объёму сверхдальние забеги, думаю, он загубит свои ноги. Начнутся стрессовые переломы и тому подобное. Марафонцы старой школы могут рассердиться на мои слова и сказать, что это «мягкий способ мышления», но я уверен: у человеческого тела есть предел пробега. Тренируясь в рамках этого предела, вы имеете возможность выбирать между сериями коротких тренировок и одиночными забегами на длинные дистанции.
О правильной цели
Число японских бегунов, которые говорят: «Моя цель — выиграть медаль на Олимпиаде», очень велико. Число тех, кто заявляет: «Моя цель — установить мировой рекорд», исчезающе мало. И я почти не встречал тех, кто говорит: «Моя цель — соревноваться в международных марафонах по всему миру».
Единственной причиной, по которой японские спортсмены не могут конкурировать с миром, является концепция №2. Точка зрения, которая звучит примерно так: «Хотя мир бежит 2:02 и 2:03, Япония всё еще не может побить национальный рекорд 2:06». Знают ли те, кто так говорят, что только один человек когда-либо пробегал 2:02, и даже в пределах 2:04 речь идёт лишь о десятке спортсменов на пяти направлениях: Берлин, Чикаго, Лондон, Франкфурт и Бостон.
Нет ничего лучше, чем быть быстрым, но вы не можете просто научиться этому. Например, кениец Абель Кируи имеет личный рекорд 2:05, однако он не сумел повторить его снова. И хотя он пробежал немало марафонов, его второе лучшее время более чем на 30 секунд больше, чем японский национальный рекорд. Точно так же Стивен Кипротич из Уганды и Гирмай Гебреселассие из Эритреи имеют лучшее время, превышающее японский национальный рекорд.
О секретах победы
Завоевание наград — это бег с мировым рекордом не на всей марафонской дистанции, а на двух-трёх милях в финале гонки. Места на пьедестале почёта занимают бегуны, которые быстрее всех преодолели участок примерно с 32-го по 35-й километр и меньше всех замедлились после него. Ключ к успеху — ускорение в конце гонки.Чтобы выигрывать медали, японцы должны научиться управлять небольшими изменениями темпа в середине гонки и поединками ускорений в финале.
Об ошибках молодых
Думаю, это здорово, когда молодёжь получает опыт марафона. Лично я многому научился на двух марафонах, которые пробежал во время учёбы в университете. Есть много вещей, которых вы никогда не сможете понять, просто теоретизируя в кресле. Поскольку число молодых спортсменов, участвующих в марафонах, продолжает расти, я хочу обратить их внимание на две вещи, о которых следует побеспокоиться.
Во-первых, многие атлеты ставят цели, которые слишком высоки для дебютных марафонов. Зачем эти адские муки? Не лучше ли избежать травм и операций, которые только разрушат вашу самооценку? Скажите себе: «Кого волнует, за какое время я пробегу свой дебют? Я просто хочу достичь цели!» Сохраняйте тот беговой темп, который вам подходит и позволит думать на финише: «Марафон — это весело!» И пусть все ваши марафонские забеги будут совершаться в позитивном состоянии ума.
И, во-вторых, если за всю последующую беговую карьеру вы не смогли превзойти время своего первого марафона, это должно заставить вас серьёзно задуматься.

Читать больше

