Как устроен тренировочный процесс в Кении
Across the runiverseФото: Across the Runiverse
Украинский бегун на средние дистанции Антон (Антошка) Грабовский провёл в прошлом году в Кении 9 месяцев и неплохо прижился на местности. Начал понимать кенийский менталитет, хорошо ориентируется в окрестностях Итена, а в январе вместе с Искандером Ядгаровым влился в группу, состояющую на 95% из африканцев. В этом материале я собрал наблюдения Антона о том, как строится тренировочный процесс в кенийских группах.
Почти все группы тренируются по одной программе
- Понедельник — лёгкий бег,
- Вторник — стадион,
- Среда — лёгкий бег,
- Четверг — фартлек по грунту или шоссе,
- Пятница — лёгкий бег,
- Суббота — длительный,
- Воскресенье — отдых.
В некоторых группах расписание меняется в зависимости от лидеров.
Тренировки начинаются рано
С 6 до 8 (утра) все стараются выйти на тренировку. Это делается, чтобы не бегать под солнцем, чтобы было больше времени днём на восстановление или на свои дела. Кто-то работает массажистом, кому-то надо провести время с семьёй. К тому же, многие беговые маршруты проходят по загруженным машинами местами, лучше выйти туда пораньше.
Все тренируются в группах
Женщины бегают с мужчинами, просто часто отстают, здесь нет разделения по половому признаку. Если у европейцев принято следовать своим программам, то в Кении такого нет. На тренировках все просто тянутся друг за другом, потому что в группе ты реально можешь вырасти. Хочется сказать банальную фразу «team work makes dreams works».
Топовые атлеты создают свои собственные группы, чтобы все тренировались по их программе
Так сделали Уондерс, Робертсоны или Мэри Кейтани. Тот, кто создал группу, несёт за неё ответственность. Следит за дисциплиной, организовывает трансфер до места тренировок, снабжает своей программой всех членов группы. Пишет в «чатике», когда и что надо бегать. В том числе, и в лёгкие дни.
В разных группах разные понятия о дисциплине, но главное — придерживаться программы. Из группы рекордсмена Европы на полумарафоне (59:13) Жульена Вондерса можно вылететь, если приходить только на рабочие тренировки. Чтобы продолжать тренироваться с ним, кенийцам надо делать, как минимум, 75 процентов тренировок. В противном случае — вылет. Слабых бегунов никто не ждёт, но и не выгоняет из группы. Если кто-то из бегунов осознаёт, что ему совсем уж тяжело, он просто переходит в более слабую группу.
Содержание группы ложится на плечи организатора. Например, 3 выезда группы на тренировку может обойтись в 90 долларов за неделю.
Мало кто из кенийцев ходит в зал
Причины в возможностях и лени. Не у всех есть деньги, чтобы платить за вход в тренажёрный зал. Плюс, большинство кенийцев считает, что это не так важно. По сути дела, даже я не особо хожу в зал, хотя мне нужно, и у меня есть возможность.
Каждый день, как последний
Даже медленные кроссы превращаются в бег на выживание на последних километрах. Кто-то мог пропустить работу накануне, и ему легко бежится, он хочет «вваливать». Или парни просто «закусываются» под конец. Так бывает не всегда, но очень часто. Сегодня впервые за две недели у нас была реально лёгкая пробежка. По такому же маршруту неделю назад мы бежали гораздо быстрее. При этом в нашей группе ещё есть дисциплина, у парней работает голова, они не устраивают соревнования из каждой тренировки.
Плюс, у кенийцев нет понятия «easy run», нет прям трусцы-трусцы. У них также нет разгрузочных недель. У нашей группы остаётся полтора месяца до старта, и они планируют так и держать объёмы в районе 200 до марафона.
Тяжело — сливайся
Сегодня у нас на лёгкой пробежке было очень мало людей. Тяжело — пропускай тренировку. Кто-то не пришёл до рабочей тренировки, кто-то — после.
Соблюдай этикет
Если есть чёткое задание, надо его соблюдать. Не надо выделываться. Если ты на каком-то отрезке решил вылезти вперёд и показать всем, какой ты быстрый, то делай это всё время. А не один раз вышел, а потом помираешь в хвосте группы. Все бегут в одну линию, хоть в конце группы и очень некомфортно.
Нельзя просто так взять и выйти вперёд. Соблюдается некое старшинство. Если ты пришёл в чужую группу, то сидишь сзади и не высовываешься никуда. Прежде, чем получить место в первом ряду, надо заслужить респект. Когда мы пришли на первую пробежку в группу, на нас все смотрели с выражением «ну вы белые, скоро отвалитесь и больше не придёте». Потом мы сбегали с ними кросс, работу и так далее. Через неделю совместных тренировок на нас смотрели уже совсем иначе.
К белым относятся по-особенному. Надо реально заслужить респект. Искандера зауважали после того, как он забежал 20 км (с набором высоты 1200 м) в гору с лидерами. Респект заслуживается только после тяжёлых работ.
После работы все идут пить чай вместе
Во многих группах после работы принято вместе заваливаться в кафешку и пить чай. Если, конечно, кафешка есть в месте, где была проделана тренировка.
Если ты содержишь группу, то эти расходы тоже взваливаются на твои плечи. В кафе всё стоит дёшево, но общий чек на группу из 20 человек может набежать под 20 долларов. За неделю это уже собирается в хорошую сумму. И не забывайте про оплату проезда.
Воскресенье — полный отдых
Всю неделю пашешь, как вол, зато в воскресенье никто не бегает. И это круто, в понедельник чувствуешь себя реально отдохнувшим.
Monday is Monday
После воскресного отдыха все приходят отдохнувшими и лёгкий кросс превращается в гонку на выживание. Это правило работает не во всех, но во многих группах.
В последнее время всё больше и больше выходцев с постсоветского пространства приезжают в Кению, чтобы стать сильнее и следовать примеру местных бегунов. Кто-то, как Степан Киселёв, пытается перенять опыт местных групп и сформировать собственную на родине. Кто-то, как Ольга Мазурёнок, продолжает следовать исключительно своей программе и довольствуется лишь эффектом от тренировок на высокогорье. Возможно ли, что кто-то будет тренироваться так в Киргизии или Кисловодске? Думаю, нет. Я видел, как в Киргзии люди не могли собраться на длительный кросс, так как их не отпускали тренера. Что уж говорить о каких-то более специфичных работах?
