Как живёт самый знаменитый водитель матату?
Across the runiverse
Одна из главных составляющих групповых тренировок в Кении — матату (или же маршрутка). Одна из главных составляющих матату — её водитель. Без него вы не доберётесь до ровной трассы, по которой можно отбегать фартлек, никто, кроме него, не будет поить вас во время длительной. В конце концов, он будет единственным оператором, снимающим вам видео для бегунов
Люка Киптанг — самый известный водитель матату в мире. У него 7000 подписчиков, а его видео набирают до 50000 просмотров. Таким популярным его сделала работа с братьями Робертсонами и Жульеном Вондерсом. Мне было интересно узнать, как вообще живётся водителю матату, сколько он получает, каково работать с белыми бегунами, и почему в Кении такое безумное дорожное движение.
Люка родился на границе Кении и Уганды близ горы Элгон в 1979 году и переехал в Итен вместе с мамой ещё в детстве. В 1998 году он начал работать водителем на большом грузовике, возил разные продукты на рынок. В 2002 году Люка женился и начал водить матату, потому что работа на грузовике была слишком утомительна из-за плохих дорог. В начале карьеры наш герой работал водителем маленького трёхрядного матату, вставал в 5 утра и совершал по 6 рейсов Итен-Элдорет в день. Сейчас Люка является небольшим начальником на автобусной станции и ездит только на тренировки со своими клиентами.
Люка, сколько стоит твое сопровождение на тренировке?
Зависит от того, какая тренировка. Свозить на стадион и обратно — 20$. Съездить на Мойбен (трасса в 20 км от Итена) на 40 км — 35$, 25 км — 30$. Могу съездить и в Элдорет и обратно за 20$, но ездить на тренировки с группой мне гораздо проще.
Ты живёшь в Итене уже на протяжении долгого времени. Помнишь, когда сюда стали приезжать иностранцы в большом количестве
Думаю, это произошло где-то после 2007 года. Европейцы, азиаты и американцы стали приезжать в Итен, и после этого они хорошо выступали у себя дома. Тогда здешние места и стали популярными. Все хотели приехать в Итен. Посмотри на город сейчас, здесь все.
Когда впервые тебя попросили свозить группу на тренировку и сопровождать её?
Это было в 2014 году. Жульен Вондерс (рекордсмен Европы в беге на 10 км и в полумарафоне) был моим первым клиентом. Потом ко мне стал обращаться Джейк Робертсон, и они представили меня куче других людей. Они порекомендовали мне сделать открытыми мои профили в соцсетях — так я и познакомился с множеством разных людей.
Помнишь своё первое впечатление от встречи с Жульеном?
Ему было 17, он был очень робок, но хотел здесь тренироваться. И тогда я подумал: «Если ты будешь старательно тренироваться, то возможно всё». Он очень много работал, чтобы оказаться там, где он сейчас находится.
А братья Робертсоны приехали сюда в 2007 году, сейчас они здесь легенды. Джейк и Зейн приехали в Итен, чтобы усердно тренироваться, будучи очень молодыми. Многие кенийцы очень талантливы. Но талант без трудолюбия — ничто. Много парней спиваются, кто-то загуливает после больших побед и потом оказывается ни с чем.
Как местные бегуны относятся к мзунго («белым» бегунам)? Любят ли они Робертсонов и Вондерса?
У них есть мнение, что белые не могут их побить — «это мзунго, он меня не обгонит». Но после нескольких тренировок с Жульеном они понимают, что он очень силён, они не могут его обогнать. На протяжении тех лет, которые Вондерс здесь, он был очень последователен в плане тренировок и не пропускал ни одной. Местные бегуны могут пропустить тренировку, надеясь компенсировать это в следующий раз. Но Жульен и Джейк руководствуются принципом: «Если ты остановишься сегодня, то заплатишь за это завтра».
Что самое сложное в сопровождении группы во время тренировки?
Во время быстрых тренировок, таких, как фартлек или темповый бег, мне надо следить за всеми группами (не все могут держать темп лидеров, группа практически всегда распадается на несколько), чтобы у всех была вода. Надо постоянно перемещаться между лидерами и отстающими. Когда мы начинаем, то договариваемся, что, например, каждые 5 км я буду поить. Мне нужно напоить первую группу, потом дождаться остальных, позаботиться обо всех. Самый медленный бегун может остановиться, мне нужно его подобрать, а в это же время первая группа может захотеть пить. За этим нужно следить. На длительных гораздо проще.
На новых маршрутах постоянно все теряются. В новых местах я бросаю за собой листья на всех сложных моментах, перекрёстках и поворотах.
Сейчас главная трасса в окрестностях Итена — асфальтовая дорога на Мойбен (гора). Многие не любят тренироваться на Тамбаче (грунтовый стадион), так как там надо бегать в соревновательной обуви, и после него надо дольше восстанавливаться. Поэтому есть те, кто предпочитает бегать на дорогах. Я постоянно нахожусь в поиске новых трасс. Люди выбирают меня, потому что я знаю много разных мест.
Когда есть свободное от работы время, я отправляюсь исследовать новые маршруты. Иногда меня берёт с собой Джейк (Робертсон). Он знает очень много трасс. Не все местные столько знают. Тебе нужно вкладываться в хорошие тренировки. Многие кенийцы постоянно бегают по одним и тем же местам, и если какая-то дорога закрыта, они не знают, что делать.
Сколько стоит матату?
Маленькая матату с тремя рядами сидений стоит около 1,5 миллионов шиллингов. Большая Toyota, как та, на которой езжу я, стоит около 3 миллионов.
Рекордсмен Германии на марафоне Арне Габиус едет в матату после тренировки
Я начинал с самой маленькой матату, а сейчас езжу на большой. Обычно я ездил из Итена в Элдорет. Для поездки в каждый новый регион тебе нужна транспортная лицензия. Ты не можешь просто взять и поехать в какое-то новое место. Если твою машину найдут в Найроби, у тебя должна быть лицензия на поездку.
Надо ли иметь свою собственную машину, если хочешь стать водителем матату, или можно арендовать?
Ты просто приходишь и водишь. Но надо пройти специальное обучение и иметь водительский стаж 5 лет. Ты приходишь в школу, учишься, получаешь права. Через пять лет ты приходишь, и тебе присваивают класс «А». У нас есть классы, A, B, C, D, E.
Если у тебя нет своей машины, то просто пользуешься той, что купил владелец автопарка. Он говорит, сколько денег хочет получать ежедневно, остальное ты оставляешь себе.
Сколько в среднем зарабатывает водитель матату?
120 — 180 $ в месяц в зависимости от размера матату.
Это считается хорошей зарплатой?
Да. Надо учитывать, что тебе не надо платить с этих заработанных денег налоги. Это считается неофициальной работой. Есть только ты и твой босс.
И государство согласно с такой системой?
Да, потому что это непостоянная работа. Государство берёт налоги с водителей школьных автобусов и грузовиков, но не с водителей матату. Никто не гарантирует, что ты сможешь водить матату хотя бы на протяжении месяца. Возможно, уже через неделю у тебя будут разногласия с боссом, и ты пойдёшь искать нового.
В Кении очень беспорядочное движение на дорогах. Особенно сильно это ощущается после Европы, где всё подчинено строгому порядку. У вас постоянно происходят какие-то происшествия с олимпийскими чемпионами.
Дело в системе. Например, в Европе много камер, вы получаете штрафы за нарушения. У нас такого нет. В большинстве случаев мы нарушаем правила. В Кении нет скоростных дорог, ограничения по скорости на обычном шоссе 110 км/ч для машин и 80 — для матату. Нам нравится нарушать правила.
Тяжело получить права в Кении?
Нет, тебе надо пройти месячное обучение в школе и сдать экзамен. До того, как я пошёл в школу вождения, я уже знал, как водить. Просто копировал то, что делал знакомый водитель. Во времена, когда я учился, обучение и сдача экзамена стоили 10000 шиллингов (100 долларов). Сейчас — 18000. Но раньше после сдачи экзамена ты получал права на вождение машины, грузовика и матату. Сейчас на каждую категорию надо получать новую лицензию.
Сейчас ты менеджер на автобусной станции, что дальше? О чём ты мечтаешь?
Я хочу открыть свою туристическую компанию. Я знаю много мест, много людей. Я могу организовывать им машины для тренировок, туры. Если хочешь куда-нибудь съездить, тебе не надо спрашивать меня об этом дважды. Мы просто садимся и едем. Сейчас мой водительский стаж — около 20 лет. Даже если вы вскользь упомянете о каком-то месте рядом с Итеном, скорее всего, я буду его знать.
Когда я куда-то еду, я всегда делаю запись об этом. Сегодня здесь — завтра там. Я не делаю посты через неделю, только здесь и сейчас. Потому что если постить это на следущий день, уже не будет так интересно. Я предпочитаю постить незамедлительно.
Сейчас я делаю 3 поста с тренировок в неделю. Раньше они собирали по 2 — 3 тысячи просмотров, сейчас может дойти и до 50.
Какие твои главные правила жизни?
Вчера — история. Сегодня — история. Завтра — моё будущее. Когда я просыпаюсь по утрам, я счастлив. И завтра я тоже буду счастлив. Люка, которого ты встретишь сегодня, будет таким же и завтра. Причина, по которой многие меня любят, в том, что я уважаю всех. Уважай всех и будь счастлив.
Фото: Люка Киптанг