Галлюцинации, обморок и три минуты сна: цена победы первой женщины-финишера Barkley Marathon Жасмин Пэрис
Статьи
23 марта Жасмин Пэрис перевернула историю самого сложного ультрамарафона в мире — Barkley Marathon. Этот год стал удивительным: рекордное количество финишёров (пять), и среди них первая и единственная женщина, которая смогла уложиться в лимит времени. Она успела закончить гонку за 99 секунд до финального сигнала — за 59 часов 58 минут и 21 секунду.
Бегунья-любительница, мама двоих маленьких детей, преподаватель ветеринарии в Эдинбургском университете и рекордсменка сложнейших ультрагонок уже не первый год продолжает удивлять мир спорта на выносливость. Чего стоила ей победа на Barkley и как она готовится к изнурительным забегам?
«Я была почти без сознания. Чувствовала, что доберусь до финишных ворот и рухну прямо перед ними. Последние метры я бежала в громко ревущей толпе, но ни на чём не могла сосредоточиться. Все было размыто», — так рассказывает 40-летняя Жасмин о первых моментах после финиша.
С 1989 года больше 1 000 бегунов пытались пробежать марафон Баркли в государственном парке Frozen Head в штате Теннесси. Только 20 человек смогли преодолеть 160-километровую дистанцию, точную длину которой никто так и не смог посчитать. Автор этой весёлой беговой затеи — легендарный Лазарус Лейк, которого вдохновила история Джеймса Эрл Рейя, убийцы Мартина Лютера Кинга. В 1977 году Джеймс сбежал из заброшенной теперь тюрьмы Браши-Маунтин, скрывался в лесу 55 часов и прошел всего 13 километров.
Лазарус заявил, что это слишком мало для забега по холмам и глухому лесу, поэтому проложил маршрут в пять кругов. Каждый из кругов нужно пробежать с лимитом времени, всего — 60 часов. Тем, кто сможет пробежать три круга, засчитывается «фан-ран». Название гонка получила в честь близкого друга и соседа Лазаруса — Барри Баркли.
Из снаряжения у участников простейший хронометр, который ведет обратный отсчёт времени. Про него Жасмин вспоминала, что ей достался «худший из возможных». Цифр было практически не видно, что добавляло стресса, и приходилось наклонять руку под особым углом. Одно неверное движение — и можно сбросить отсчёт, что привело бы к дисквалификации. Пользоваться gps или какими-то другими девайсами запрещено.
Накануне гонки бегунам рассылают письма о том, что начинается марафон. Соцсетей и сайта у гонки нет. Участники собираются в лесу и ждут, когда Лазарус задует в раковину — это значит, что до старта остался один час. В какой-то момент он зажигает спичку, и начинается изнурительная гонка. Задача — уложиться в лимит на кругах (12 часов) и найти в спрятанных по лесу книгах страницы, соответствующие стартовому номеру. Ещё одна небольшая деталь: набор высоты на гонке составляет 16 500 метров. Это всё равно что два раза зайти на Эверест.
Почему Barkley marathon считается самой сложной гонкой
Вот что рассказывает о маршруте Жасмин: «Проблема не в том, что расстояние составляет 100 миль (160 км — прим.), а в местности. Сразу после старта вы поднимаетесь по такому крутому склону, что временами ноги соскальзывают вниз и приходится забираться снова. Есть пара мест, куда приходится залезать на животе. А ещё в этом году появился новый участок, который раньше использовался для добычи полезных ископаемых. Это склон холма, он весь зарос ежевикой, поэтому ноги просто изрезает на куски».
Времени на сон не хватает никому. Перед последним, пятым кругом Пэрис спала три минуты. Ужасная усталость привела к не менее пугающим галлюцинациям:
Я видела много людей в черных плащах. Вместе со мной они поднимались на холм, всегда чуть впереди. Меня не покидали плохие предчувствия. Там были деревья, похожие на пуму, или на большую собаку, или на лежащих свиней. Потом я подбегала ближе и видела, что это всего лишь ветки и пни.
Пэрис уже участвовала в марафоне Баркли, но ей не удавалось пробежать все пять кругов. В 2022 году она стала первой женщиной, кто смог пробежать «фан-ран», в 2023 смогла финишировать на четвертом круге, но не уложилась в лимит.
В этот раз она была уверена в себе почти до самого конца. Задолго до старта Лазарус предсказал, что Жасмин — единственная женщина, которая однажды сможет закончить полную дистанцию Баркли. И он оказался прав.
Когда у меня осталось всего восемь минут, я вдруг подумала, что могу не успеть. Мне оставалось пройти около километра, но вверх в гору. Я ужасно хотела остановиться, но разум говорил мне: «Если ты не сделаешь это сейчас, тебе придется делать это снова». Финиш на Баркли — это самое сложное, что я делала в своей жизни. В конце я рухнула без сил. Минут пять я просто пыталась как-то дышать, потому что у меня никогда не было такого дефицита кислорода.
Опыт финишёра: питание и подготовка
Все 60 часов Жасмин ела макароны, каши, рисовые пудинги и бананы. У неё также было много острого и сладкого: бутерброды с сыром и маринованными огурцами, пицца, картошка фри, шоколадки и оладьи. Есть было непросто, и приходилось жевать из последних сил. Бегунья с гордостью признавалась, что её стошнило только разок, и вся пища усваивалась хорошо.
В тренировках Пэрис похожа на многих из нас: времени нет, а бегать нужно. Она тренируется с 5:00 до 7:45 утра, пока не проснутся дети и не начнётся рабочий день. «Максимальное расстояние, которое я пробегала — 144 км в неделю, с учетом ходьбы это примерно 200 км. Несколько недель до гонки вместе со знакомыми альпинистами мы тренировали походы с набором высоты 11 – 12 000 м.
У меня также были силовые тренировки, которые очень помогли. У меня нет передней крестообразной связки в левом колене, потому что я порвала её в 17 лет и не делала операций. Врачи удивлены, что я могу так много бегать. Просто я достаточно укрепила ногу, и теперь она меня не беспокоит».
Что ещё известно о Жасмин Пэрис
Жасмин попала в мировые новости в 2019 году, когда стала первой женщиной, выигравшей изнурительную 428-километровую гонку Montane Spine Race. Ультрамарафон по болотам, грязи и бездорожью от Идейл в Пик-Дистрикт до Кирка Йетхольма на границах Англии с Шотландией вытянул немало сил из своих участников. Жасмин побила абсолютный рекорд трассы на 12 часов, финишировала за 83 часа 12 минут, спала всего три часа, а на пунктах питания кормила грудью маленькую дочь.
Зачем она всё это делает? Вот как на этот вопрос отвечает сама Жасмин: «Мне очень интересно что-то для себя придумывать, особенно когда я не знаю, смогу ли это сделать. Это банально, но в таких гонках вы узнаете себя немного лучше. От вас зависит, как накормить себя, набрать воды и самостоятельно перемещаться по дикой местности, совершая при этом сложные подъемы и спуски. В эти моменты вы находитесь там, где чувствуете простор и спокойствие».
Забавно, но Пэрис очень не нравится, когда ее называют суперженщиной. Она просто надеется, что ее пример вдохновит людей искать собственное хобби, когда уже есть работа, дом и дети.
Она говорит, что почти сразу восстановилась после Баркли: «Удивительно, на что способна ночь хорошего сна». А мы уже ждём новостей от этой бегуньи, ведь в мае она стартует на следующей гонке — Scottish Island Peaks.
Фото: Howie Stern, Jacob Zocherman / Barkley Marathon